МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. Н. Артеменко, Н. А. Звездина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование» Профиль «Логопедия» Академический бакалавр Ставрополь 2016 УДК 316.6:37.02/. <...> 03(075.8) ББК 74.200.51:88.5 я73 А 86 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Артеменко О. Н., Звездина Н. А. <...> А 86 Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). <...> 03(075.8) ББК 74.200.51:88.5 я73 Авторы: канд. пед. наук, доцент О. Н. Артеменко, канд. пед. наук, доцент Н. А. Звездина Рецензенты: д-р пед. наук, профессор, заместитель директора А. Ю. Белогуров (ГБНУ «Московского института развития образования» (г. Москва)); канд. пед. наук, доцент О. П. Демиденко © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 ПРЕДИСЛОВИЕ Индивидуальная помощь в развитии детей определяется как сознательная попытка помочь человеку в приобретении знаний, установок и навыков, в осознании человеком своих ценностей, установок и умений, в развитии самосознания, в самоопределении и самоутверждении, в развитии понимания и восприимчивости к себе и другим, чувства причастности к социуму. <...> Сущность индивидуальной психолого-педагогической помощи в развитии детей состоит в осознанной деятельности, направленной на уравновешивание внутренних и внешних противоречий ребенка, с целью развития самосознания, самоопределения, самоутверждения, приобретения знаний и навыков, понимания и восприимчивости к себе и другим, чувства причастности к социуму. <...> Таким образом, индивидуальная психолого-педагогическая помощь ребенку в развитии как относительно самостоятельное педагогическое понятие <...>
Психолого-педагогические_основы_индивидуальной_помощи_детям.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
О. Н. Артеменко, Н. А. Звездина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 44.03.03 – Специальное
(дефектологическое) образование»
Профиль «Логопедия»
Академический бакалавр
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 316.6:37.02/.03(075.8)
ББК 74.200.51:88.5 я73
А 86
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Артеменко О. Н., Звездина Н. А.
А 86 Психолого-педагогические основы индивидуальной
помощи детям: учебное пособие (курс лекций). –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.
Пособие представляет курс лекций, который разработан в
соответствии с требованиями ФГОС ВПО к подготовке выпускника
для получения квалификации бакалавр. Утверждено на заседании
кафедры дефектологии –Протокол № 5 от 9 ноября 2015 г.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование.
УДК 316.6:37.02/.03(075.8)
ББК 74.200.51:88.5 я73
Авторы:
канд. пед. наук, доцент О. Н. Артеменко,
канд. пед. наук, доцент Н. А. Звездина
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор, заместитель директора
А. Ю. Белогуров (ГБНУ «Московского института развития
образования» (г. Москва));
канд. пед. наук, доцент О. П. Демиденко
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
140
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
СОДЕРЖАНИЕ
3 Предисловие
Курс лекций
7 1. Теоретические основы оказания индивидуальной
помощи детям в процессе социализации
27 2. Зарубежный и Российский опыт оказания
индивидуальной помощи детям
49 3. Исторический аспект изучения детей с ОВЗ и основы
оказания им психолого-педагогической помощи
58 4. Система и принципы индивидуальной помощи детям
67 5. Модели индивидуальной помощи детям
75 6. Цели, задачи и принципы оказания
психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
87 7. Оказание помощи лицам с нарушениями речи
в системе здравоохранения
95 8. Организация индивидуальной психологопедагогической
помощи детям в системе образования
109 9. Рекомендации по оказанию индивидуальной
помощи детям
138 Литература и Интернет-ресурсы
Стр.140