Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц208
ID603220
АннотацияВ монографии рассмотрены научно-методические вопросы умственного воспитания; раскрыты возрастные, социально-педагогические возможности младших школьников в изобразительной деятельности, определены педагогические условия эффективной организации внеучебной работы по изобразительному искусству. Для студентов педагогических вузов, преподавателей, работников образования.
ISBN978-5-9793-0887-6
УДК376
ББК74.200.544.2
Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности / С.А. Павлова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2016 .— 208 с. — ISBN 978-5-9793-0887-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/603220 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧ1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бурятский государственный университет С. А. Павлова УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Ответственный редактор П. И. Пидкасистый, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. <...> П 121 Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности: монография / отв. ред. <...> ISBN 978-5-9793-0887-6 В монографии рассмотрены научно-методические вопросы умственного воспитания; раскрыты возрастные, социально-педагогические возможности младших школьников в изобразительной деятельности, определены педагогические условия эффективной организации внеучебной работы по изобразительному искусству. <...> На последнее обратим внимание, так как изобразительное искусство дает основательную базу для воспитания и развития умственных способностей и эстетических норм в младшем школьном возрасте. <...> Это личное достояние создает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков возникновения и функционирования новых умственных действий. <...> Умственное развитие ребенка зависит от обучения, а также от естественного развития его организма, от его созревания. <...> Другие авторы, которые исследовали взаимоотношения обучения и развития, в том числе и Л. В. Занков, также утверждают, что только одно изменение содержания обучения не влечет за собой умственное развитие: необходимо вместе с тем специально формировать и соответствующие умственные операции и действия. <...> Например, эксперимент Е. Н. Кабановой-Меллер подтвердил возможности развивающего обучения, при этом она рассматривает качество способов переноса приемов умственной деятельности как показатель умственного развития. <...> Значит, данный эксперимент необходимо проводить при определенной подборке действий, операций, которые должны развивать умственные возможности <...>
Умственное_воспитание_младших_школьников_в_процессе_внеучебной_изобразительной_деятельности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.205
Умственное_воспитание_младших_школьников_в_процессе_внеучебной_изобразительной_деятельности.pdf
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧ1 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бурятский государственный университет С. А. Павлова УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Монография Ответственный редактор П. И. Пидкасистый, д-р пед. наук, проф., чл.-кор. РАО, заслуженный деятель науки РФ Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2016
Стр.3
УДК 376.5 ББК 74.200.544.2 П 121 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Г. С. Ошорова, канд. пед. наук, профессор С. А. Юн-Хай, канд. пед. наук, доцент С. А. Копылов, канд. психол. наук, доцент Павлова С. А. П 121 Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности: монография / отв. ред. П. И. Пидкасистый. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2016. — 198 с. ISBN 978-5-9793-0887-6 В монографии рассмотрены научно-методические вопросы умственного воспитания; раскрыты возрастные, социально-педагогические возможности младших школьников в изобразительной деятельности, определены педагогические условия эффективной организации внеучебной работы по изобразительному искусству. Для студентов педагогических вузов, преподавателей, работников образования. Pavlova S. A. Intellectual Upbringing of Junior Schoolchildren in the Course of Extracurricular Fine Art Activity: a monograph / resp. ed. P. I. Pedkasistiy. — Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2016. — 198 p. ISBN 978-5-9793-0887-6 The monograph considers the scientific and methodological foundations of intellectual education; reveals age, social and educational opportunities of junior schoolboys in fine art activity; defines the pedagogical conditions of effective organization of extracurricular activities on fine arts. For students of pedagogical universities, teachers, educators. УДК 376.5 ББК 74.200.544.2 ISBN 978-5-9793-0887-6 © Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ С благодарностью посвящаю эту книгу моим любимым родителям Розе Яковлевне и Алексею Семеновичу Павловым и мудрому учителю Павлу Ивановичу Пидкасистому Подготовка человека к активному участию в производстве, общественной и культурной жизни зависит от успешности организации учебно-воспитательного процесса. Важная роль в достижении основной цели воспитания, формирования гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит обучению как специально организованному взаимодействию преподавания и учения, направленному на передачу молодому поколению опыта образования. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации умственного труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности, характера методов обучения, предназначенных для реализации в целом содержания образования. Анализ содержания закона Российской Федерации «Об образовании» показывает, что изучение любой дисциплины на каждой ступени обучения должно способствовать интеллектуальному развитию учащихся, необходимому для их дальнейшей самореализации. Умственное воспитание как динамичная система при благоприятных условиях может постепенно приближаться к тем требованиям, которые стоят перед человеком, и даже превосходить их, как бы следуя внутренне выдвигаемым психологическим требованиям. 3
Стр.5
Чтобы умственное воспитание продолжало развиваться и усовершенствоваться в младшем школьном возрасте не только при помощи специальных естественных и гуманитарных педагогических наук, требуются занятия со школьниками музыкой, трудом, изобразительным искусством. На последнее обратим внимание, так как изобразительное искусство дает основательную базу для воспитания и развития умственных способностей и эстетических норм в младшем школьном возрасте. Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это личное достояние создает базу для усвоения новых знаний, умений и навыков возникновения и функционирования новых умственных действий. Психолого-педагогические исследования показывают актуальность проблемы умственного воспитания детей, хотя данная проблема не нова. Разными авторами она рассматривается с разных точек зрения и позиций. Разработаны теоретико-методические основы умственного воспитания детей (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, Г. Найнер, Т. А. Ильина, А. В. Усова и др.). Исследованы психологические аспекты умственного развития (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова). Основной целью обучения школьника выступает его развитие. Поэтому все различные формы и методы обучения, в том числе и нетрадиционные, направлены на развивающее обучение. Под развитием ребенка понимают психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким [11]. Умственное развитие ребенка зависит от обучения, а также от естественного развития его организма, от его созревания. Поэтому проблема соотношения обучения и развития есть важнейшая методологическая проблема дидактики. Современная педагогика обычно подходит к этой проблеме исходя из концепции, выработанной в 1930-е годы, рассматривающей развитие как синхронный с обучением процесс или как процесс, идущий впереди обучения. Л. С. Выготский исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Школьное обучение должно опираться на имеющие интеллектуальные свойства ребенка, которые 4
Стр.6
еще отсутствуют, но для них уже имеются предпосылки. Л. С. Выготский выделяет два уровня в развитии ребенка: 1) актуальный, уже сформировавшийся уровень и 2) зону ближайшего развития, которая определяется видами деятельности, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже может справиться с помощью взрослого. Эта зона ограничена, так как ребенок даже при помощи взрослого не справится с задачами более высокого уровня, чем уровень его актуального развития. Но обучение не должно опираться только на актуальный уровень, ведь тогда оно не будет являться развивающим. А развивающим будет только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка [6, с. 438-351]. Д. Б. Эльконин исходил из положения, что возможности стимулирования умственного развития, прежде всего в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечет за собой и рост умственных способностей учащихся. Следовательно, для интенсификации развития необходимо изменить содержание образования [65, с. 58-79]. В. В. Давыдов, который дальше развил теорию Д. Б. Эльконина, выработал тип заданий, которые предназначены для интенсификации умственного развития, и их учет не занимали существенного места в трудах исследователей эльконинской школы. А исследования индивидуальных особенностей и сравнение их характеристик даются здесь лишь как метод выявления возрастных особенностей [47, с. 12-354]. Другие авторы, которые исследовали взаимоотношения обучения и развития, в том числе и Л. В. Занков, также утверждают, что только одно изменение содержания обучения не влечет за собой умственное развитие: необходимо вместе с тем специально формировать и соответствующие умственные операции и действия. Например, эксперимент Е. Н. Кабановой-Меллер подтвердил возможности развивающего обучения, при этом она рассматривает качество способов переноса приемов умственной деятельности как показатель умственного развития. Значит, данный эксперимент необходимо проводить при определенной подборке действий, операций, которые должны развивать умственные возможности детей [28, с. 139-140, 87, 110, 124, 151]. Именно в процессе овладения содержанием понятий у детей формируется определенная операциональная система, где, по мнению 5
Стр.7
Н. Ф. Талызиной, действия, операции и составляют, собственно, психологический механизм понятий. Действия выступают как средство формирования понятий и как способ их существования: помимо действий понятие не может быть ни усвоено, ни применимо в дальнейшем к решению задач. Содержание усваиваемых знаний в единстве со способами по их усвоению оказывает определяющее влияние на процесс интеллектуального развития [57, с. 150]. Эксперименты показали большие индивидуальные различия в формировании переноса приемов умственной деятельности. Результаты экспериментов Н. А. Менчинской и ее коллег З. И. Калмыкова, В. И. Зыкова, А. М. Орлова и др. показали, что развитие учащихся можно ускорить. Это достигается отбором соответствующего учебного материала и формированием рациональных умений самостоятельной работы, необходимых для самостоятельного усвоения материала. Представители данной научной школы обнаружили большие различия в показателях умственного развития школьников одной возрастной группы и доказали стабильность этих различий в условиях эксперимента [41, с. 5]. Из этих исследований вытекает один из основных тезисов данной научной работы: оптимально развивающим может быть лишь обучение, которое развивает учащегося с уже достигнутого уровня. Говоря о развивающем обучении важно исследовать связь между овладением знанием и умственным развитием (А. М. Матюшкин). Выявленная иерархическая градация показателей умственного развития Н. А. Менжинской позволяет определить критерии умственного развития детей, что было сделано Е. Н. Кабановой-Меллер, З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной, Л. М. Фридман. Также самые общие критерии (принаки, показатели) умственного развития дает Н. Д. Левитов. На основании этих суждений можно сделать следующие выводы: 1) вышеназванные авторы придерживаются мнения, что развитие происходит только в организованной деятельности, соответствующей мотивам субъекта. 2) часть авторов включает в содержание понятия умственного развития только приемы умственной деятельности, другие — приемы умственной деятельности и знания как условие развития, а третьи включают в содержание умственного развития как приемы умственной деятельности, так и объем, и уровень усвоенных знаний; 6
Стр.8
3) большинство авторов отдает предпочтение приемам умственной деятельности как основному компоненту умственного развития учащихся. Основываясь на концепции четырехкомпонентного состава содержания общего образования, разработанной в лаборатории общих проблем дидактики НИИ ОП АПН СССР, можно сделать заключение, что все упомянутые авторы связывают содержание умственного развития либо с одним первым, либо с одним вторым, либо с двумя этими компонентами содержания образования одновременно, и не принимают во внимание два других столь же обязательных компонента. Последовательное применение концепции четырехкомпонентного состава содержания образования предполагает признание необходимости передачи учащимся всех четырех компонентов для обеспечения их полноценного развития. В настоящее время психологи и педагоги уделяют внимание разработке надежных объективных методов диагностики умственного развития школьников. Это мотивировано, во-первых, задачей развития активного, самостоятельного, творческого мышления у школьников в процессе учебной работы. Обучение школьников необходимо вести таким образом, чтобы оно максимально содействовало умственному воспитанию и развитию учащихся. Также необходимо правильно диагностировать уровень умственного развития учащихся при обучении их различными методами (т. е. уметь оценить развивающий эффект обучения в различных условиях). Диагностические средства должны помочь в выборе оптимальных вариантов учебников и методов обучения. Во-вторых, надо диагностировать уровень умственного развития, чтобы реализовать принцип индивидуального обучения, принцип опоры на индивидуальные особенности мышления и интеллектуальные возможности каждого школьника для максимального и всестороннего его развития. В-третьих, развивающее обучение не ведет к нивелировке уровней развития учащихся. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент для развития, а эта необходимость сохраняется в течение всего периода обучения. В-четвертых, развитие умственных способностей предполагает специальные средства — развивающие задания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и формировать рациональные умения умственного труда. Отсюда вытекает необ7
Стр.9
ходимость в соответствующих средствах обучения при индивидуализированном обучении. Изучение исследований, посвященных умственному воспитанию и развитию детей, позволяет сделать вывод, что многие основополагающие вопросы решены: - методологические понятия в воспитании и обучении личности представлены в трудах Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой; - конкретизированы некоторые аспекты содержания умственного воспитания детей средствами изобразительного искусства (Т. С. Комарова, Б. М. Неменский); - поднята проблема детского творчества, детской изобразительной деятельности, возможностей и путей развития ребенка (Т. Г. Казакова, А. И. Савенков, Н. П. Саккулина); - четко выделена роль эстетико-художественного воспитания (А. Б. Акопова, А. П. Даниленко, В. Н. Кардашов, Е. Н. Конухова, Г. В. Лабунская, А. Е. Мосин, О. Л. Некрасова-Каратеева); - обоснована и представлена самостоятельная познавательная деятельность Б. Л. Коротяевым, П. И. Пидкасистым; - широко раскрыты аспекты творческого воображения (Н. С. Лейтес) и на этнокультурном уровне (Г. В. Батоев); - исследована проблема воспитания на бурятских народных традициях (В. Ф. Афанасьев, К. Д. Басаев, Д. М. Бурхинов, Л. С. Васильева, Т. Д. Дугарова, Т. Д. Замбалова, С. Д. Намсараев, С. Р. Рыгзынов, С. С. Танхасаева); - изучено использование опыта по изобразительному искусству во внеучебное время в трудах Е. М. Алехиной, Л. С. Дягилевой, Л. Н. Ивановой, М. Ф. Лятецкой, Л. А. Ярулиной. Анализ указанных работ показывает отсутствие специальных исследований, посвященных проблеме умственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства. Более того, результаты изучения деятельности учителей начальных классов и руководителей художественных объединений Бурятии (г. Улан-Удэ) свидетельствуют о недостаточной теоретической подготовленности педагогов в вопросах умственного воспитания учащихся. Основной причиной вышеназванного, на наш взгляд, являются неразработанные научно-методические проблемы в области образования по изобразительному искусству. 8
Стр.10
К проблемам, требующим исследования, относятся: - цели и содержание умственного воспитания средствами изобразительного искусства в начальных классах; - дидактические возможности изобразительной деятельности; - выявление психолого-педагогических условий умственного воспитания младших школьников в соответствии с методическим обеспечением процесса внеучебной изобразительной деятельности. Таким образом, появляется необходимость организации и использования во внеучебной деятельности младших школьников занятий по изобразительному искусству, а отсутствие обоснованной методики ее применения и определяет актуальность проблемы данного исследования. Основная цель монографии — изучение и определение значимости внеурочной изобразительной деятельности для эффективного умственного воспитания младших школьников. Научная значимость нашей работы заключается в: - изучении и обосновании теории умственного воспитания и развития младших школьников в психолого-педагогических исследованиях; - выявлении возрастных, физических социальных и национальных особенностей умственного воспитания учащихся в специальных и общеобразовательных школах Республики Бурятия; - исследовании дидактических возможностей внеурочной системы по изобразительному искусству, посредством которых выстроена модель экспериментальной программы для младших школьников. Приоритетные положения данной работы: 1. В педагогической науке под умственным воспитанием ребенка имеется в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, чем лучше они развиты у ребенка, тем более способным он является, и большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его обучения. Умственное воспитание выступает как целенаправленный процесс умственного развития и формирования мотивации к учению. В аспекте нашей работы умственное воспитание нужно рассматривать и как целенаправленный процесс умственного, интеллектуального развития, а также воспитания познавательного интереса и активности к учению. Однако при различии этих двух смыслов, при определении сущности отношений, складывающихся в учебно9
Стр.11
познавательной деятельности, не сводящихся к познавательному интересу и активности, будет представлена совокупность психолого-педагогических условий (содержание учебного материала уроков и внеучебных занятий, методы обучения, условия организации познавательной деятельности, связь обучения с жизнью, социумом и т. д.) гармоничного и полноценного усвоения содержания образования в целом. 2. Педагогический, социальный, физический подходы к решению данной проблемы имеют структурную систему в формировании умственного воспитания младшего школьника, содержание, цели, задачи, методы и принципы умственного воспитания учащихся начальных классов совместно с дидактическими и художественноэстетическими средствами и психолого-педагогическими условиями повысят эффективность умственного воспитания. 3. Средствами умственного воспитания служит использование комбинированных методов обучения и организации внеучебной изобразительной деятельности учащихся с целенаправленным формированием у них мотивации к интеллектуальной деятельности. 4. Основными факторами, определяющими выбор и применение на практике той или иной совокупности организационных условий, являются: а) воспитательное воздействие содержания учебного материала; б) степень умственного, в частности, творческого развития обучаемых; в) уровень сформированности и содержание мотивации интеллектуальной деятельности; г) складывающиеся отношения между учащимися и педагогами, внутриклассные и внеучебные отношения к самому себе, школьному социуму, обществу в целом и др. 5. Формы организации изобразительной деятельности учащихся младших классов в системе внеурочной работы будут являться основой воспитания мотивации к творчеству, что будет расширять их круг действия и общий кругозор. Познавательный интерес как мотив учения приобретает социально значимое содержание и входит в структуру умственной воспитанности, если он связан с социальными мотивами. 6. Стимулом к формированию у учащихся способностей к творческой изобразительной деятельности может быть один или несколько мотивов учения (социальные, нравственные, национальные, 10
Стр.12
познавательные либо мотивы общения). Любой мотив в структуре личности, направленный на формирование способностей к творческой деятельности, служит побудителем активности субъекта в нескольких видах изобразительной деятельности. Опыт работы в образовательных учреждениях г.Улан-Удэ показал, что приведенные в книге исследовательские данные представляют интерес для педагогов, занимающихся проблемами умственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Автор будет рада, если эта книга поможет педагогам развить и воспитать в детях интеллектуальную, творческую личность, испытывающую удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, творчества в изобразительной деятельности. Надеемся, что наше эмпирическое исследование поможет многим начинающим и опытным педагогам-исследователям рассматривать каждого ребенка как самостоятельный, творческий субъект образовательного процесса, а также обратить внимание на возможности внеучебной изобразительной деятельности в новом научном аспекте. 11
Стр.13
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...................................................................................... 3 ГЛАВА 1. Умственное воспитание учащихся в общеобразовательном процессе 1.1. Понятие и содержание умственного воспитания и развития младшего школьника.................................. 12 1.2. Научные основы и сущность интеллектуального воспитания младших школьников................................. 40 1.3. Учебная и внеучебная деятельность в школе как основа умственного воспитания младшего школьника. 54 1.4. Возможности внеучебной работы по изобразительному искусству для развития умственных процессов младших школьников............ 66 ГЛАВА 2. Реализация процесса внеучебной изобразительной деятельности для эффективности умственного воспитания 2.1. Содержание экспериментальных исследований умственного воспитания младших школьников во внеучебной изобразительной деятельности................. 84 2.2. Методика, формы организации внеучебной работы средствами изобразительного искусства для умственного воспитания младших школьников ... 116 2.3. Методические рекомендации педагогу по организации внеучебной изобразительной деятельности.................................................................... 149 Заключение................................................................................ 173 Литература................................................................................. 179 Приложения.............................................................................. 184
Стр.205