Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Уральский государственный педагогический университет
Факультет психологии УрГПУ
Кафедра психологии УрГПУ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КАК СИСТЕМНОЕ КАЧЕСТВО
ЛИЧНОСТИ
Екатеринбург 2001
Стр.1
ББК 1. 11
П 11
Научный редактор
доктор психологических наук, профессор А.И. Крупнов
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Б.Б. Коссов
доктор психологических наук, профессор Э.Ф. Зеер
Прядеин В.П.
Ответственность как системное качество личности. Екатеринбург: Урал.
гос. пед. ун-т., 2001. – 200 с.
Монография посвящена изучению одного из базовых свойств личности –
ответственности (динамический,
ответственности.
С позиции многомерно-функционального подхода компоненты
эмоциональный,
регуляторный,
мотивационный, когнитивный и результативный) сопоставлялись с блоком
психологических и психофизиологических методик. Системный подход
позволил выявить возрастные, половые, дифференциально-психологические и
психофизиологические предпосылки ответственности в их единстве и
взаимообусловленности.
Для психологов и психофизиологов.
ББК
ISBN 1-111-11111-1
© В.П. Прядеин, 2001
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора …………………………………………………………………… 5
Введение………………………...................................................................... 7
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Основные подходы к исследованию ответственности..................... 8
1.2. Системный подход в изучении ответственности.............................. 14
1.3. Характеристика основных методов системного исследования
ответственности...................................................................…………. 27
Глава 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Психологические проблемы изучения возрастных различий
ответственности личности...............................................................… 38
2.2 Возрастные особенности ответственности у представителей
подросткового, раннего юношеского, юношеского и зрелого
возрастов.........................................................................................….. 42
2.3. Кластерный анализ ответственности у представителей разных
возрастных групп.............................................................................… 50
2.4. Факторная структура ответственности у разных возрастных
групп испытуемых...........................................................................… 55
2.5. Психологические различия в проявлении ответственности
у представителей разных возрастов................................................. 56
2.6. Лонгитюдное исследование ответственности у студентов………. 59
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИИЯ
3.1. Психологические
ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО И
МУЖСКОГО ПОЛА
признаки
половой
идентичности
ответственности личности...............................................................… 64
3.2. Половозрастные особенности психологической структуры
ответственности личности у лиц женского и мужского
пола............................………………………………………………… 68
3.3. Кластерный анализ ответственности у представителей женского
и мужского пола................................................................................... 80
3.4. Факторная структура ответственности у разновозрастных групп
женского и мужского пола ................................................................. 89
3.5. Психологические различия в проявлении ответственности
у представителей мужского и женского пола................................... 92
3
Стр.3
Глава 4. СВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
4.1. Соотношение различных компонентов ответственности с
личностными факторами по Р.Кеттеллу…………………………… 100
4.2. Связь показателей ответственности с уровнем субъективного
контроля, эмпатией и тревожностью испытуемых………………... 106
4.3. Воля и ответственность……………………………………………... 122
4.4. Системный
анализ
общительностью,
параметров
ответственности
настойчивостью и
с
инициативностью
личности……………………………………………………………… 126
Глава 5. ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
5.1. Корреляции свойств и типов темперамента с различными
переменными ответственности……………………………………... 140
5.2. Связь показателей ответственности с проявлением свойств
нервной системы…………………………………………………….. 147
5.4 Взаимодействие
5.3. Соотношение ответственности с электроэнцефалографическими
показателями свойств нервной системы…………………………… 151
сигнальных систем действительности с
переменными ответственности …………………………………….. 157
6.1. Количественный
Глава 6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
анализ
индивидуально-типических
различий ответственности у студентов…………………………….. 162
6.2. Анализ предпочтений различных признаков ответственности у
представителей юношеского возраста…………...………………… 169
6.3. Качественная характеристика ответственности студентов……… 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................… 177
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................... 180
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................… 194
4
Стр.4
ОТ АВТОРА
Представление о системном характере ответственности предполагает, что
она является не просто одним из свойств личности, а ее интегральным
качеством, механизмом организации жизнедеятельности человека во многом
определяющем успешность его деятельности. Это находит отражение в степени
различной выраженности ее основных компонентов на разных стадиях
онтогенеза, в гендерной специфике, в неодинаковости природных предпосылок
различных компонентов ответственности и т.д.
В работе мы опирались на положения отечественной психологии о
личности (К.А. Абульханова-Славская,
системном характере качеств
Л.И. Анцыферова,
Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев,
Б.Ф. Ломов, Н.И. Рейнвальд, Д.И. Фельдштейн и др.), а также на концепцию
многомерно-функциональной организации свойств личности (А.И. Крупнов).
Комплексное рассмотрение качества ответственности глубоко созвучно с
исследованиями интегральной индивидуальности и вычленением свойств
различных иерархических уровней, их взаимодействием, осуществляемыми в
школе
В.С. Мерлина – Б.А. Вятктна (Л.Я. Дорфман, А.Г. Исмагилова,
В.Л. Катков, А.А. Коротаев, Т.И. Порошина, Е.А. Силина, Т.М. Хрусталева,
М.Р. Щукин и др.).
Для выявления природных предпосылок ответственности были
использованы не только параметры жизненных проявлений свойств нервной
системы, но и ее безусловно рефлекторные индикаторы. Применительно к
регистрируемым ритмам (тета, альфа, бета-1, бета-2) были использованы
критерии, разработанные в лаборатории психофизиологии НИИ ОПП АПН
СССР Э.А. Голубевой и сотрудниками (В.Н. Азаров, Г.А. Аминев,
Н.Я. Большунова, Е.П. Гусева, Г.Н. Дерюгина, С.А. Изюмова, Б.Р. Кадыров,
В.В. Печенков, Т.А. Ратанова и др.) для биоэлектрических показателей
диагностики свойств нервной системы. Не смотря на то, что в работе были
рассмотрены и соотношения ответственности со специальными свойствами
нервной системы, мы отчетливо осознаем, что в этом направлении находимся
лишь в начале пути.
При написании данной работы были использованы переработанные
данные глав предыдущей монографии «Половозрастные особенности
ответственности личности» (1988). Акцент в анализе был сделан на
результативный
характеризующие
компонент ответственности,
т.е. на параметры
субъектность (субъектно-личностный результат) и
предметность (общественно значимый результат). Смещение акцента в анализе
объясняется тем, что результативный компонент в ответственности –
определяющий. Без него, без внешнего проявления ответственности, нельзя
говорить и об ответственности субъекта (она остается «вещью в себе»).
Остальные компоненты ответственности и параметры ее составляющие в
5
Стр.5
большей мере уточняют ее операциональные или содержательные
характеристики.
Я выражаю глубокую признательность моим учителям Александру
Ивановичу Крупнову и Эре Александровне Голубевой за бескорыстную
помощь и поддержку на всех этапах работы над монографией.
Я благодарен первому проректору УрГПУ, проректору по научной работе
и международным связям Борису Михайловичу Игошеву за понимание,
моральную и материальную поддержку.
Большое спасибо декану факультета психологии УрГПУ Андрею
Энгельсовичу Пятинину и преподавателям кафедры практической психологии,
которые создали самые благоприятные условия для моей научной
деятельности.
Особо признателен директору базовой школы № 198 г. Екатеринбурга
Людмиле Петровне Табатчиковой за сотрудничество и поддержку.
На протяжении всего исследования мне оказывал техническую помощь
Кирилл Владимирович Камышников, за что я ему весьма признателен.
Слова любви и благодарности моей жене Лидии Александровне за
обеспечение «тылов» и предоставление свободы, без которой не было бы этой
книги.
Екатеринбург, 2001
Валерий Прядеин
6
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Ответственность – базовое свойство личности, поэтому она изучается
многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, этикой,
педагогикой и психологией.
Под ответственностью мы понимали гарантирование субъектом
достижения результата собственными силами на основе самостоятельно
принятого решения, осознанного долга и совести.
На методологическом уровне в психологии разработан системный
подход, он реализован применительно к личности и ее ответственности. Однако
на уровне конкретных исследований, как показывает анализ литературных
данных, представлены отдельные факты, касающиеся возрастных, половых,
дифференциально-психологических проявлений ответственности. Эти факты
разрозненны и не рассмотрены в единой системе знаний, относящихся к
различным отраслям психологии. Необходима и целостность в исследовании
основных компонентов ответственности – динамического, эмоционального,
регуляторного, мотивационного, когнитивного и результативного в их
взаимосвязях.
Исходя из многомерно-функционального анализа отдельных свойств
личности (А.И. Крупнов), ответственность можно определить как достижение
результата на основе взаимодействия регуляторно-динамических и
мотивационно-смысловых компонентов.
В работе изучаются в комплексе, преимущественно на одних и тех же
измеряющих:
испытуемых, возрастные, половые, дифференциально-психологические,
психофизиологические предпосылки ответственности в единстве и
взаимообусловленности. Данный подход помогает решить целый ряд
актуальных проблем, связанных с вопросами онтогенеза и развития
ответственности, полоролевых вариаций ответственного поведения. Это
поможет найти не только общее, но и специфическое в психологических
проявлениях ответственности личности.
В работе использовался комплекс диагностических методик,
ответственность
и
другие
свойства
психофизиологические методы изучения типологических свойств НС и
темперамента; методы математической статистики.
В ходе исследования принимали участие разновозрастные группы
испытуемых - студенты и учащиеся до 250 человек.
Достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью
выборки, применением апробированного инструментария, методами
статистической обработки данных, теоретической, эмпирической, конструктной
и факторной валидностью методов исследования.
Надежность результатов исследования подтверждена ретестовыми
испытаниями, критерием Лайкерта, результатами обсчета по формуле
Спирмена-Брауна и коэффициентами Кронбаха-альфа.
7
личности;
Стр.7