Да и пишет он без твердых знаков и без знаков препинания. <...> Лично мне книжка г. Маяковского внушает ужас и
глубокую жалость. <...> Прислушайтесь к "пеплу" от его слов, вглядитесь в "угрюмый дым зрачков", в его
"чела угарный пламень" -- и разве нет печати страдания на его "поэтическом" облике? <...> Разве не говорит он: "Пришла и голову отчаянием занавесила мысль о
сумасшедших домах" (стр. <...> 37), "сквозь свой до крика разодранный глаз лез обезумев Бурлюк" (стр. <...> Хорошо когда в желтую кофту душа от осмотра укутана". <...> И какие образы пляшут в его несчастном
мозгу: "а из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина" (стр. <...> 39);
"впереди на цепочке поведу Наполеона как мопса"; "и вся земля поляжет женщиной, заерзает мясами,
хотя отдаться, вещи оживут и губы вещины засюсюкают: цаца, цаца, цаца" (40). <...> В Одессе вышла книга одесских футуристов: "Авто в облаках". <...> Если г. Маяковский вызывает сострадание и если он ломается, то, во всяком случае, как человек больной. <...> Его стихотворения представляют собою богатый материал для психиатра. <...> Одесские же футуристы
неоригинальны и хулиганят, и подражают г. Маяковскому по своему крайнему литературному малоумию. <...> А его одесские подражатели -- притворщики и
стараются усвоить себе сумасшедший слог, стиль желтого дома, его разгильдяйство и разнузданность. <...> Г.
Маяковский поэтому может привлечь к себе внимание иного сострадательного читателя. <...> Есть цинизм смирительной рубашки или "желтой кофты", которую он так любит воспевать. <...> А у
учеников его ничего нет, кроме хулиганского передразнивания. <...> Вот отрывок из их "Гимна Маяковскому":
О, полководец городов, бешено лающих на солнце,
Когда ты гордо проходишь по улице,
Дома вытягиваются во фронт,
Поворачивая крыши направо. <...> Не стоило бы говорить о них, об этих футуристах. <...> Но если мы не обошли их молчанием, то
единственно с тем, чтобы подчеркнуть разницу между больничным безумием и почти уличным
озорничеством. <...> А впрочем, может быть, и о г. Маяковском не следовало <...>
В._В._Маяковский._Облако_в_штанах._Тетраптих._-_Авто_в_облаках._Сборник.pdf
М. Чуносов
В. В.Маяковский. Облако в штанах.
Тетраптих. -- Авто в облаках. Сборник
В. В. Маяковский: pro et contra / Сост., вступ. статья,
коммент. В. Н. Дядичева. -- СПб.: РХГА, 2006. (Русский Путь).
OCR Ловецкая Т.Ю.
Обыкновенно принято смеяться над г. Маяковским. Чего проще -- выписать из его брошюрки
любые строчки -- напр[имер], "слышу тихо как больной с кровати спрыгнул нерв", "ночью хочется звон
свой спрятать в мягкое, в женское" и т. п., и готово впечатление. А в особенности, если привести целиком
ту или другую страницу. Да и пишет он без твердых знаков и без знаков препинания. Но смеяться над тем,
что страшно, а не смешно, не всякий в состоянии. Лично мне книжка г. Маяковского внушает ужас и
глубокую жалость. Прислушайтесь к "пеплу" от его слов, вглядитесь в "угрюмый дым зрачков", в его
"чела угарный пламень" -- и разве нет печати страдания на его "поэтическом" облике? И разве сам он не
сознает этого первый? Разве не говорит он: "Пришла и голову отчаянием занавесила мысль о
сумасшедших домах" (стр. 37), "сквозь свой до крика разодранный глаз лез обезумев Бурлюк" (стр. 37).
"Хорошо когда в желтую кофту душа от осмотра укутана". И какие образы пляшут в его несчастном
мозгу: "а из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина" (стр. 39);
"впереди на цепочке поведу Наполеона как мопса"; "и вся земля поляжет женщиной, заерзает мясами,
хотя отдаться, вещи оживут и губы вещины засюсюкают: цаца, цаца, цаца" (40). В конце книжки больной
опять говорит о том, что болит: "Сумасшествие". -- "Ничего не будет" (44).
Ничего не будет, но пока есть... В Одессе вышла книга одесских футуристов: "Авто в облаках".
Если г. Маяковский вызывает сострадание и если он ломается, то, во всяком случае, как человек больной.
Его стихотворения представляют собою богатый материал для психиатра. Одесские же футуристы
неоригинальны и хулиганят, и подражают г. Маяковскому по своему крайнему литературному малоумию.
Г. Маяковский, на наш взгляд, искренно безумен. А его одесские подражатели -- притворщики и
стараются усвоить себе сумасшедший слог, стиль желтого дома, его разгильдяйство и разнузданность. Г.
Маяковский поэтому может привлечь к себе внимание иного сострадательного читателя. "В нем что-то
есть". Есть цинизм смирительной рубашки или "желтой кофты", которую он так любит воспевать. А у
учеников его ничего нет, кроме хулиганского передразнивания. Вот отрывок из их "Гимна Маяковскому":
О, полководец городов, бешено лающих на солнце,
Когда ты гордо проходишь по улице,
Дома вытягиваются во фронт,
Поворачивая крыши направо.
Не стоило бы говорить о них, об этих футуристах. Но если мы не обошли их молчанием, то
единственно с тем, чтобы подчеркнуть разницу между больничным безумием и почти уличным
озорничеством.
А впрочем, может быть, и о г. Маяковском не следовало бы говорить совсем, -- тем более рядом с
таким законченным и восторженно-нормальным дарованием, как дарование г-жи Изабеллы Гриневской.
ПРИМЕЧАНИЯ
М. Чуносов [М. И. Ясинский]
В. В.Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих. --Авто в облаках. Сборник
Впервые:Журнал журналов (Пг.). 1915. No 29. 4 нояб. С. 14--15.
Печатается по этому тексту.
М.Чуносов (псевд., наст. имя и фамилия -- Иероним Иеронимович Ясинский; 1850--1931) -
Стр.1