Переписка Горького с Р. В. Ивановым-Разумником
Горький и русская журналистика начала XX века. Неизданная переписка
Литературное наследство. Том девяносто пятый
М., "Наука" 1988
Ответственные редакторы И. С. Зильберштейн, Н. И. Дикушина
Том подготовлен совместно с Архивом А.М. Горького
OCR Ловецкая Т.Ю.
Вступительная статья, публикация и комментарии
Е. В. Ивановой и А. В. Лаврова
В 1930 г. по инициативе Горького стал выходить журнал "Литературная учеба", которому
писатель придавал большое значение в деле подготовки творческой молодежи, обучения "начинающих
писателей литературной грамоте". Внося коррективы в "планы-проспекты" основных отделов
"Литературной учебы", Горький отмечал упущения в проекте, ставившем своей задачей освещение
истории русской литературно-критической мысли: "Среди критиков назван даже Ляцкий, но нет
Валериана Майкова, Волынского -- реставратора "идеализма", Ю. Айхенвальда -- крайне типичного
эстета, нет Иванова-Разумника, который,-- на мой взгляд,-- весьма основательно заразил своею
мизантропией Переверзева"1. Параллель с В. Ф. Переверзевым, лидером социологического
литературоведения 1920-х годов, неожиданна и парадоксальна (в особенности если учитывать, что
Иванов-Разумник подверг в свое время метод Переверзева сокрушительной критике)2. Тем не менее ту же
мысль высказал Горький и в письме к А. К. Виноградову: "...мне показалось, что Переверзев духовно
сроден Иванову-Разумнику"3. Приведенные слова Горького косвенно свидетельствуют о том, что он
считал Иванова-Разумника одним из характерных представителей русской критики начала XX в., без
учета деятельности которого невозможно достаточно полное и отчетливое представление о литературном
процессе этого времени.
Отношение Горького к идеологу неонародничества Иванову-Разумнику было сложным4. Первую
крупную работу Иванова-Разумника -- "Историю русской общественной мысли" (Т. 1--2. СПб., 1907),
задуманную автором как история русской интеллигенции, Горький встретил критически. Это
исследование основывалось на понимании интеллигенции как некой "внеклассовой, внесословной,
преемственной группы"5. Внесословность и внеклассовость Иванов-Разумник выводил из способности
интеллигенции бороться за цели и идеалы, выходящие за рамки ее собственных интересов, а
преемственность -- из единства той задачи, которая стояла перед разными поколениями русской
интеллигенции и которую критик вслед за П. Лавровым формулировал как "творчество новых форм и
идеалов и активное проведение их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному
и личному освобождению личности"6. По мысли Иванова-Разумника, противником интеллигенции
выступало мещанство, группа также внесословная, внеклассовая и преемственная, объединяющая людей
"по их этическому уровню, по отсутствию в них яркой индивидуальности, по узости и плоскости их
мировоззрения"7. Роль интеллигенции сводилась Ивановым-Разумником к вечной борьбе с мещанством.
Другая сторона мировоззрения Иванова-Разумника -- защита прав индивидуума, личности, в чем
он продолжал идеи "субъективной социологии" Н. К. Михайловского. Определяющей чертой
интеллигенции критик считал развитое чувство личности. Эту черту он называл индивидуализмом,
вкладывая в этот термин свой, особый смысл. В его системе этических представлений индивидуализм
противостоял, с одной стороны, антииндивидуализму, т. е. социальному детерминизму, а с другой -ультраиндивидуализму,
т. е. индивидуализму антиобщественному, декадентскому. "Индивидуализм есть
примат личности,-- писал Иванов-Разумник,-- вот самое широкое, общее определение; индивидуализм
есть признание человеческой личности первой и главной ценностью"8. Этот "общественный
индивидуализм", целью которого являлась борьба за "индивидуалистический социализм", и был символом
веры Иванова-Разумника.
Такое понимание "индивидуализма" представлялось Горькому попыткой влить новое вино в
старые мехи. Свои надежды на осуществление революционных идеалов Горький связывал с идеей
социалистического коллективизма. В статье "Разрушение личности" (1908) он писал: "Сама по себе, вне
связи с коллективом, вне круга какой-либо широкой, объединяющей людей идеи, индивидуальность -
Стр.1