М. Г. Петрова "В. Г. Короленко: "Высота примиряющей мысли""
Date: 19 июля 2009
Изд: "Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители", М., Наука, 2003. <...> В. Г. КОРОЛЕНКО:
"ВЫСОТА ПРИМИРЯЮЩЕЙ МЫСЛИ"
Слова, вынесенные в заголовок, сказаны Короленко о Христе, который был для него образом,
"измечтанным человечеством", олицетворяющим "высоту примиряющей мысли", еще не воплощенную на
земле1. <...> В ответ на публикацию дневника писателя за 1905 г. В. Я.
Лакшин писал мне 2 мая 1978 г.: "И дневник Короленко я прочел (месяц назад читал в машинописи
отрывки его же дневника 17-го года -- и два впечатления совпали). <...> Между тем Короленко, как бы подтверждая усиление "паче" в своей характеристике, отвергал
"метафизическую софистику византийской диалектики Достоевского" и особенно "филосо 1 Короленко В. Г. Собр. соч. <...> 357
фию Зосимы", основанную на "справедливости христианской вечной казни за грехи мгновенной
жизни"5. <...> Владимир Галактионович вырос в религиозной семье, где православная вера отца мирно
уживалась с католической верой матери-польки. <...> В начале жизненного пути он дал обет никогда не
отступать от веры отца, но из "состава своей веры" исключил догмат вечной казни, сначала "только за
иноверие", затем и "самую вечную казнь" (5, 201, 300). <...> Он признает власть бессознательного, грусть о никогда не бывшем и другие сугубо
идеалистические запросы чело 5 Короленко В. Г. Дневник. <...> Ломка материалистического мировоззрения изображена и в повести "С двух сторон" (1888), в
заголовке которой обозначена равновесная позиция писателя в подходе к явлениям жизни и истории. <...> В его
обиходе существовала формула: "хороший человек на плохом месте". <...> Молодое поколение судит
"общественные отношения и возлагает на людей ответственность за эти отношения" (8, 259), не разбирая
"добрых" и "злых", т. е. судит как политики, имеющие дело с общественными категориями, а не с живыми
людьми. <...> Это написано в 1912 г. А летом 1917 г., во время сельских грабежей и убийств, Короленко
услышал: "Для революции все равно <...>
В._Г._Короленко_Высота_примиряющей_мысли.pdf
М. Г. Петрова "В. Г. Короленко: "Высота примиряющей мысли""
Date: 19 июля 2009
Изд: "Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители",М., Наука, 2003.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
М. Г. Петрова
В. Г. КОРОЛЕНКО:
"ВЫСОТА ПРИМИРЯЮЩЕЙ МЫСЛИ"
Слова, вынесенные в заголовок, сказаны Короленко о Христе, который был для него образом,
"измечтанным человечеством", олицетворяющим "высоту примиряющей мысли", еще не воплощенную на
земле1.
"Мечтания о примирении непримиримого" (7, 282) были свойством самой природы Короленко,
мягкой, спокойной и равновесной, и эта "природная окраска" стала определяющей для всех граней его
бытия (поведения, мировоззрения, творчества). В ответ на публикацию дневника писателя за 1905 г. В. Я.
Лакшин писал мне 2 мая 1978 г.: "И дневник Короленко я прочел (месяц назад читал в машинописи
отрывки его же дневника 17-го года -- и два впечатления совпали). Вы правы: при такой человеческой
мягкости, и такая духовная независимость -- диковина!".
Люди разной политической ориентации и разной культуры чувствовали особую душевную
тональность Короленко и определяли ее, по сути, одинаково. Так, сибирский каторжник некогда сказал
Владимиру Галактионовичу, что с его моралью надо идти в монастырь. Церковно мыслящий критик Ю.
Н. Говоруха-Отрок находил у Короленко "более мягкий и более христианский по настроению тон", чем у
Достоевского2. Известный публицист А. В. Амфитеатров определил Короленко как "христианина паче
Достоевского"3. А другой публицист, А. Б. Петрищев, даже назвал Короленко "реальным Зосимой конца
XIX и начала XX века"4, не ведая об отношении к этому персонажу "Братьев Карамазовых" самого
"христианина паче Достоевского".
Между тем Короленко, как бы подтверждая усиление "паче" в своей характеристике, отвергал
"метафизическую софистику византийской диалектики Достоевского" и особенно "филосо1
Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1953-1956. Т. 8. С. 293 (далее ссылки даются в тексте с
указанием тома и страницы).
2 Николаев Ю. [Говоруха-Отрок Ю. Н.] В. Г. Короленко: Критический этюд.М., 1893. С. 23-24.
3 Амфитеатров А. Пестрые главы // Современник. 1911. N 2. С. 166.
4 Петрищев А. Из воспоминаний о В. Г. Короленко // Летопись Дома литераторов. 1922. N 3 (7). С.
3.
357
фию Зосимы", основанную на "справедливости христианской вечной казни за грехи мгновенной
жизни"5. Вообще все жестокое и мрачное в религиях отторгалось душой Короленко, воспринимавшего
лишь "религию света и надежды"6.
Владимир Галактионович вырос в религиозной семье, где православная вера отца мирно
уживалась с католической верой матери-польки. В начале жизненного пути он дал обет никогда не
отступать от веры отца, но из "состава своей веры" исключил догмат вечной казни, сначала "только за
иноверие", затем и "самую вечную казнь" (5, 201, 300).
Юность Короленко прошла среди материалистического поколения, когда Писарев и Дарвин
"стучались в дверь" (5, 300), и свой "период спокойного позитивизма" (7, 184) он пережил. Однако вскоре
пришел к выводу, что "положительная наука приучает человека смотреть у себя под носом", а "надо
взглянуть выше" (10, 111-112).
Пересмотр материалистических постулатов шестидесятничества был предпринят Короленко во
второй половине 1880-х гг., так сказать, фронтально: в письмах, статьях, художественной прозе. "Мы
Стр.1