Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум

В. Г. Короленко: Высота примиряющей мысли

0   0
Первый авторПетрова
Издательство[Б.и.]
Страниц26
ID6697
АннотацияОб авторе (Короленко Владимир Галактионович).
Кому рекомендованоОб авторе
Петрова, М.Г. В. Г. Короленко: Высота примиряющей мысли : Статья / М.Г. Петрова .— : [Б.и.], 2003 .— 26 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/6697 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. Г. Петрова "В. Г. Короленко: "Высота примиряющей мысли"" Date: 19 июля 2009 Изд: "Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители", М., Наука, 2003. <...> В. Г. КОРОЛЕНКО: "ВЫСОТА ПРИМИРЯЮЩЕЙ МЫСЛИ" Слова, вынесенные в заголовок, сказаны Короленко о Христе, который был для него образом, "измечтанным человечеством", олицетворяющим "высоту примиряющей мысли", еще не воплощенную на земле1. <...> В ответ на публикацию дневника писателя за 1905 г. В. Я. Лакшин писал мне 2 мая 1978 г.: "И дневник Короленко я прочел (месяц назад читал в машинописи отрывки его же дневника 17-го года -- и два впечатления совпали). <...> Между тем Короленко, как бы подтверждая усиление "паче" в своей характеристике, отвергал "метафизическую софистику византийской диалектики Достоевского" и особенно "филосо 1 Короленко В. Г. Собр. соч. <...> 357 фию Зосимы", основанную на "справедливости христианской вечной казни за грехи мгновенной жизни"5. <...> Владимир Галактионович вырос в религиозной семье, где православная вера отца мирно уживалась с католической верой матери-польки. <...> В начале жизненного пути он дал обет никогда не отступать от веры отца, но из "состава своей веры" исключил догмат вечной казни, сначала "только за иноверие", затем и "самую вечную казнь" (5, 201, 300). <...> Он признает власть бессознательного, грусть о никогда не бывшем и другие сугубо идеалистические запросы чело 5 Короленко В. Г. Дневник. <...> Ломка материалистического мировоззрения изображена и в повести "С двух сторон" (1888), в заголовке которой обозначена равновесная позиция писателя в подходе к явлениям жизни и истории. <...> В его обиходе существовала формула: "хороший человек на плохом месте". <...> Молодое поколение судит "общественные отношения и возлагает на людей ответственность за эти отношения" (8, 259), не разбирая "добрых" и "злых", т. е. судит как политики, имеющие дело с общественными категориями, а не с живыми людьми. <...> Это написано в 1912 г. А летом 1917 г., во время сельских грабежей и убийств, Короленко услышал: "Для революции все равно <...>
В._Г._Короленко_Высота_примиряющей_мысли.pdf
М. Г. Петрова "В. Г. Короленко: "Высота примиряющей мысли"" Date: 19 июля 2009 Изд: "Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители",М., Наука, 2003. OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com) М. Г. Петрова В. Г. КОРОЛЕНКО: "ВЫСОТА ПРИМИРЯЮЩЕЙ МЫСЛИ" Слова, вынесенные в заголовок, сказаны Короленко о Христе, который был для него образом, "измечтанным человечеством", олицетворяющим "высоту примиряющей мысли", еще не воплощенную на земле1. "Мечтания о примирении непримиримого" (7, 282) были свойством самой природы Короленко, мягкой, спокойной и равновесной, и эта "природная окраска" стала определяющей для всех граней его бытия (поведения, мировоззрения, творчества). В ответ на публикацию дневника писателя за 1905 г. В. Я. Лакшин писал мне 2 мая 1978 г.: "И дневник Короленко я прочел (месяц назад читал в машинописи отрывки его же дневника 17-го года -- и два впечатления совпали). Вы правы: при такой человеческой мягкости, и такая духовная независимость -- диковина!". Люди разной политической ориентации и разной культуры чувствовали особую душевную тональность Короленко и определяли ее, по сути, одинаково. Так, сибирский каторжник некогда сказал Владимиру Галактионовичу, что с его моралью надо идти в монастырь. Церковно мыслящий критик Ю. Н. Говоруха-Отрок находил у Короленко "более мягкий и более христианский по настроению тон", чем у Достоевского2. Известный публицист А. В. Амфитеатров определил Короленко как "христианина паче Достоевского"3. А другой публицист, А. Б. Петрищев, даже назвал Короленко "реальным Зосимой конца XIX и начала XX века"4, не ведая об отношении к этому персонажу "Братьев Карамазовых" самого "христианина паче Достоевского". Между тем Короленко, как бы подтверждая усиление "паче" в своей характеристике, отвергал "метафизическую софистику византийской диалектики Достоевского" и особенно "филосо1 Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10-ти т. М., 1953-1956. Т. 8. С. 293 (далее ссылки даются в тексте с указанием тома и страницы). 2 Николаев Ю. [Говоруха-Отрок Ю. Н.] В. Г. Короленко: Критический этюд.М., 1893. С. 23-24. 3 Амфитеатров А. Пестрые главы // Современник. 1911. N 2. С. 166. 4 Петрищев А. Из воспоминаний о В. Г. Короленко // Летопись Дома литераторов. 1922. N 3 (7). С. 3. 357 фию Зосимы", основанную на "справедливости христианской вечной казни за грехи мгновенной жизни"5. Вообще все жестокое и мрачное в религиях отторгалось душой Короленко, воспринимавшего лишь "религию света и надежды"6. Владимир Галактионович вырос в религиозной семье, где православная вера отца мирно уживалась с католической верой матери-польки. В начале жизненного пути он дал обет никогда не отступать от веры отца, но из "состава своей веры" исключил догмат вечной казни, сначала "только за иноверие", затем и "самую вечную казнь" (5, 201, 300). Юность Короленко прошла среди материалистического поколения, когда Писарев и Дарвин "стучались в дверь" (5, 300), и свой "период спокойного позитивизма" (7, 184) он пережил. Однако вскоре пришел к выводу, что "положительная наука приучает человека смотреть у себя под носом", а "надо взглянуть выше" (10, 111-112). Пересмотр материалистических постулатов шестидесятничества был предпринят Короленко во второй половине 1880-х гг., так сказать, фронтально: в письмах, статьях, художественной прозе. "Мы
Стр.1