Иванов-Разумник
Что такое интеллигенция?
Источник: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - ВЛАСТЬ - НАРОД. Русские источники современной социальной
философии (антология). Москва. 1992
Оригинал здесь: Библиотека Якова Кротова.
"Интеллигенция есть орган сознания общественного организма" - так в добрые, старые времена
определяла значение интеллигенции так называемая органическая теория общества [1], в настоящее время
окончательно опровергнутая; тем не менее мы всецело принимаем такое определение, обращая однако
внимание не на его неудачную внешнюю форму, а на его глубокий внутренний смысл. История русской
интеллигенции есть история русского сознания именно потому, что первая является носительницей
второго. Глубоко прав по существу дела был И.Аксаков, определявший интеллигенцию как
"самосознающий народ" и указывавший, что интеллигенция "не есть ни сословие, ни цех (мы бы
прибавили теперь: ни класс), ни корпорация, ни кружок... Это даже не собрание, а совокупность живых
сил, выделяемых из себя народом"...
Интеллигенция есть орган народного сознания, интеллигенция есть совокупность живых сил
народа... Мы принимаем эти определения, но в то же самое время не можем не отметить их
неопределенность; эти верные, но расплывчатые формулы нуждаются в более резком отграничении и
ограничении. В чем выражается народное сознание? чем сказываются живые силы народа? вот вопросы,
на которые прежде всего нужно ответить; необходимо ограничить термин "интеллигенция" вполне
определенными рамками, отграничить его от соседних понятий ясно проведенной линией. Иначе говоря,
надо прежде всего найти основные признаки определяемого нами понятия.
Первым и главным из этих признаков является следующий: интеллигенция есть прежде всего
определенная общественная группа; этот признак дает возможность установить исходный пункт
предлагаемой работы и в связи с последующими признаками определить время зарождения русской
интеллигенции, точку начала ее истории. Этот признак указывает на существенное различие между
отдельными "интеллигентами" и интеллигенцией, как группой. Отдельные "интеллигенты" существовали
всегда, интеллигенция появилась только при органическом соединении отдельных интеллигентов в
цельную, единую группу. Люди, характеризуемые определенной суммой выработанных трудом знаний
или определенным отношением к основным этико-социологическим вопросам, всегда существовали и
всегда будут существовать, но они еще не образуют собою интеллигенции, как группы. Так, например,
отдельными русскими "интеллигентами" были в XVI веке князь Курбский, Иван Грозный, Феодосий
Косой, этот типичный русский анархист; в XVII веке - Матвеев, Котошихин, Хворостинин; в начале XVIII
- Петр I, Татищев, Ломоносов и т.п.; однако ни в шестнадцатом, ни в семнадцатом, ни в восемнадцатом
веке в России не было интеллигенции. Точно так же и в настоящее время могут быть отдельные
"интеллигенты", обладающие высокой суммой выработанных трудом знаний, но не входящие в группу
интеллигенции; мы увидим ниже, что ученейший академик и профессор может не принадлежать к
интеллигенции в принимаемом нами смысле этого слова; по верному замечанию Лаврова, термин
"интеллигенция" отнюдь не связан с понятиями о каких бы то ни было профессиях. К группе
интеллигенции может принадлежать полуграмотный крестьянин, и никакой университетский диплом не
дает еще права его обладателю причислять себя к интеллигенции. Ниже мы еще остановимся на этом
вопросе, а теперь проследим дальше, каковы следующие основные признаки исследуемого нами понятия.
Итак, интеллигенция есть определенная общественная группа; это условие необходимое, но еще
не достаточное для характеристики понятия "интеллигенция". Подобно тому, как всегда существовали
отдельные "интеллигенты", так же точно всегда существовали и тесно сплоченные группы наиболее
образованных людей своего времени, объединенные или солидарностью программ, или солидарностью
действий. Так, например, в России в XV веке были группы "интеллигентов" своего времени,
объединенные, с одной стороны вокруг, Нила Сорского, с другой - вокруг Иосифа Волоцкого [2]; все
религиозные разноречия последующих веков русской жизни всегда концентрировались в тех или иных
группах, объединенных той или иной идеей. Таким же образом и политические разногласия
дифференцировали русских людей на отдельные группы; так, например, уже с XVI века начинается ясно
выраженное западническое течение в определенной группе "интеллигентов"; так, мы имеем партию
приверженцев Максима Грека [3]; в начале XVII века видим так называемую польскую партию среди бояр
[4] (Салтыковы), далее, имеем киевскую школу [5], наконец, в начале XVIII века видим группу
шляхетства и кружок Татищева [6]. Но однако, несмотря на все это, мы не можем начать историю русской
интеллигенции, как группы, ни с Нила Сорского, ни с Ломоносова, ни с Татищева, ни с Петра Могилы:
Стр.1