Министерство образования и науки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Ф. Т. Шагеева АДАПТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ Монография Казань Издательство КНИТУ 2015 1 УДК 378 ББК Ч488.7 Шагеева Ф. Т. <...> Адаптивное проектирование образовательных технологий в инженерном вузе : монография / Ф. Т. Шагеева; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. <...> ISBN 978-5-7882-1888-5 Представлено решение значимой проблемы профессионального образования: разработаны концепция и технология, позволяющие адаптировать процесс проектирования и реализации образовательных технологий к специфическим условиям инженерного вуза; рассмотрены вопросы формирования образовательно-технологической компетенции преподавателя инженерного вуза. <...> Монография может быть использована в учебном процессе подготовки магистрантов, аспирантов и в процессе повышения квалификации преподавателей. <...> М. Ю. Карелина ISBN 978-5-7882-1888-5 © Шагеева Ф. Т., 2015 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2015 2 ВВЕДЕНИЕ Устойчивое функционирование и развитие отечественной профессиональной школы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования связывается с ее становлением в качестве максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на состояние и тенденции развития рынка труда. <...> Дополнительное профессиональное образование - это ответ времени на требования изменившейся социальной, экономической и культурной ситуации в стране. <...> В современных условиях дополнительное профессиональное образование (ДПО) становится действенным инструментом, несущим основную нагрузку по адаптации студентов к выполнению новых функциональных обязанностей. <...> Система ДПО, более гибкая и результативная, превращается в завершающую <...>
Адаптивное_проектирование_образовательных_технологий_в_инженерном_вузе__монография.pdf
УДК 378
ББК Ч488.7
Шагеева Ф. Т.
Адаптивное проектирование образовательных технологий в
инженерном вузе : монография / Ф. Т. Шагеева; М-во образ. и науки
России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во
КНИТУ, 2015. – 164 с.
ISBN 978-5-7882-1888-5
Представлено решение значимой проблемы профессионального
образования: разработаны концепция и технология, позволяющие
адаптировать процесс проектирования и реализации образовательных
технологий к специфическим условиям инженерного вуза;
рассмотрены вопросы формирования образовательно-технологической
компетенции преподавателя инженерного вуза.
Монография может быть использована в учебном процессе
подготовки магистрантов, аспирантов и в процессе повышения
квалификации преподавателей.
Подготовлена на кафедре инженерной педагогики и психологии.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Казанского национального исследовательского технологического
университета
Рецензенты: д-р пед. наук, зав. каф. профессионального
обучения, педагогики и социологии ФГБОУ
ВПО «КГАСУ», проф. Р. С. Сафин
д-р пед. наук,
проректор по учебной и
воспитательной работе ФГБОУ ВПО «МАДИ»,
проф. М. Ю. Карелина
ISBN 978-5-7882-1888-5 © Шагеева Ф. Т., 2015
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2015
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................... 3
Глава 1. Образовательная технология как организационная
основа процесса формирования профессиональной
компетентности выпускника инженерного вуза ............................... 8
1.1. Проблемы формирования профессиональной компетентности
выпускника инженерного вуза ................................................................. 8
1.2. Технологизация образования как устойчивая тенденция
развития высшей профессиональной школы ........................................ 22
1.3. Дополнительное профессиональное образование как элемент
системы непрерывного профессионального образования и его роль
в формировании профессиональной компетентности
выпускника вуза ....................................................................................... 37
Выводы по первой главе ......................................................................... 50
Глава 2. Теоретические основы проектирования образовательных
технологий в условиях инженерного вуза ........................................ 53
2.1. Проектирование образовательной технологии как
педагогическая проблема ........................................................................ 53
2.2. Адаптивность процесса проектирования образовательных
технологий: содержание понятия, методологический базис ............... 61
162
Стр.162
2.3. Стратегические подходы к проектированию и управлению
образовательной технологией ................................................................ 79
Выводы по второй главе ...................................................................... 105
Глава 3. Концептуальные основы адаптивного проектирования
и реализации образовательных технологий в условиях
дополнительного профессионального образования
инженерного вуза ................................................................................. 108
3.1. Основные положения, закономерности и принципы
адаптивного проектирования образовательных технологий
в условиях ДПО инженерного вуза ...................................................... 108
3.2. Технология адаптивного проектирования и реализации
образовательных технологий в условиях ДПО инженерного вуза ... 114
3.3. Преподаватель как субъект адаптивного проектирования
и реализации образовательных технологий ........................................ 125
Выводы по третьей главе ..................................................................... 135
Заключение ........................................................................................... 137
Список использованных источников .............................................. 140
163
Стр.163