Особое внимание уделяется истории развития эстетической мысли от античности до наших дней. <...> В этом процессе была выделена исходная универсальная категория науки «эстетическое» и были сформулированы такие ее понятия, как «искусство», «эстетическое сознание», «эстетический идеал», «эстетическое суждение», «эстетические потребности», наиболее общие закономерности художественного творчества и искусства; анализ природы эстетических потребностей и эстетического сознания. <...> Эстетические взгляды и искусства существовали и раньше, но сам термин Баумгартена «эстетика», наука о прекрасном и искусстве, появляется только в 1750 г. А как писал гениальный русский религиозный философ П. Флоренский <...> Кондильяк анализировал проблемы воображения, художественного восприятия, созерцания и др. <...> Дидро в «Трактате о прекрасном», определяя красоту как то, что затрагивает. <...> Немецкие мыслители того же времени – Кант, Мендельсон, Баумгартен — поставили теорию красоты и искусства наравне с теорией истины и добра, тем самым сделав ее составной частью философского исследования. <...> Утонченность живописи Ватто, Натье, Буше, Фрагонара, барокко и рококо итальянцев Маньяско, Тьеполо, ведуты Каналетто, блестящие драматургические произведения Бомарше, Гольдони, Карло Гоцци, блистательный английский роман Дефо, Филдинга, Свифта, Стерна, Ричардсона, сочинения великого Г¸те, великого Моцарта; вслед за ними идут великие произведения Шатобриана, Гюго, Бальзака, Стендаля, Флобера, Уго Фосколо, Мандзони, Байрона, Вальтера Скотта, Ибсена, Давида, Ренуара, 6 Родена, Гойи, Бетховена, Берлиоза, Листа, Шопена и др. — все это образцы совершенства, усиливающие человечность и помогающие определить, что такое искусство. <...> Искусство есть совершенство, стремление к совершенству и достижение этого совершенства в своих отдельных образцах, есть красота; и даже тогда, когда в произведении искусства присутствуют уродливые стороны бытия, возможно <...>
Эстетика._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._ГрифУМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 18(075.8)
ББК 87.8ÿ73
Í62
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Никитич, Людмила Алексеевна.
Í62
Эстетика: учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. —
2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, —
207 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum».)
2015.
ISBN 978-5-238-02481-3
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание
уделяется истории развития эстетической мысли от античности
до наших дней. Подробно анализируются категории эстетики, особенности
творческого процесса, виды и стили искусства. Яркое и эмоциональное
изложение материала сопровождается интересными примерами и историческими
и литературными сюжетами.
Для студентов и аспирантов гуманитарных и творческих вузов, учащихся
и преподавателей гимназий, лицеев и колледжей, а также широкого
круга читателей.
ББК 87.8ÿ73
ISBN 978-5-238-02481-3
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
Оглавление
Вводная глава
Раздел I. Основные этапы развития
эстетической мысли
Глава 1. Древняя Греция — родина эстетики
1.1. Эстетика Платона
1.2. Эстетическая концепция Аристотеля
Глава 2. Эстетика Средневековья
2.1. Эстетическая концепция Августина Блаженного
2.2. Символ, идеал, канон в средневековой эстетике
Глава 3. Эстетика Проторенессанса
и Возрождения
3.1. Данте — живая связь Проторенессанса
и Ренессанса
3.2. Идейное многоцветье Возрождения
Глава 4. Эстетика Нового времени
4.1. Век гениев и эстетика классицизма
4.2. Эстетика Французского Просвещения.
Э.Б. де Кондильяк и К.А. Гельвеций
4.3. Эстетика Дени Дидро
4.4. Эстетика Английского Просвещения
4.5. Эстетика Немецкого Просвещения. А. Баумгартен,
Дж. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер
4.6. Эстетические концепции È.Â. øòå и È.Ã. Гердера
206
3
19
21
21
23
29
30
31
35
35
36
49
49
54
59
65
68
73
Стр.207
Раздел II. Эстетические категории
Глава 5. Эстетические категории — основные
понятия эстетики
5.1. Категория «эстетическое»
5.2. Категория «возвышенное»
5.3. Категория «прекрасное»
5.4. Категория «трагическое»
5.5. Категория «комическое»
Раздел III. Художественные стили
Глава 6. Основные художественные стили
6.1. Готика
6.2. Архитектурный классический стиль Возрождения
6.3. Классицизм
6.4. Барокко
6.5. Романтизм
6.6. Сентиментализм
6.7. Реализм
6.8. Модернизм
Раздел IV. Искусство как предмет
эстетической науки
Глава 7. Специфика творческого
художественного процесса
7.1. Процесс художественного творчества
7.2. Гений — высшее проявление одаренности
и талантливости
7.3. Особенности художественного творчества
7.4. Проблемы художественного восприятия
7.5. Условность в художественном образе
7.6. Правда и правдоподобие в искусстве
7.7. Эмоциональное и рациональное начала художника
7.8. Эстетический вкус
7.9. Эстетический идеал
83
85
85
89
98
105
113
123
125
125
130
134
137
140
144
150
152
169
171
171
173
178
182
185
188
190
195
201
207
Стр.208