Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Эволюция мысли. Как человек научился мыслить (528,00 руб.)

0   0
Первый авторШадриков Владимир Дмитриевич
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц220
ID590617
АннотацияРаскрывается эволюция мысли, понятие "мысль" вводится в число базовых психологических категорий. Исследуется трансформация субъективной мысли при переходе от образа к представлению и далее к слову-понятию. На этой основе показывается единство этих понятий, отнесенных к конкретному человеку, содержательная динамика процесса познания объективного мира.
Кому рекомендованоДля ученых и специалистов в области психологии, философии, социологии, педагогики. Может использоваться в учебном процессе по психологопедагогическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами культурноисторической психологии, интеллектуального развития человека.
ISBN978-5-98699-161-0
УДК159.9.01
ББК88
Шадриков, В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить : [монография] / В.Д. Шадриков .— Москва : Университетская книга, 2016 .— 220 с. : ил. — ISBN 978-5-98699-161-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/590617 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-98699-161-0 Раскрывается эволюция мысли, понятие «мысль» вводится в число базовых психологических категорий. <...> С использованием метода реконструкции психологической реальности, данных зоопсихологии, исследований морфологической эволюции, антропологии, нейрогенетических и физиологических проблем, а также результатов работ по психологии деятельности и культурно-исторической психологии объясняется специфические отличия мышления животных от мышления человека. <...> На примере освоения гончарного искусства представлен процесс интеллектуального развития человека в деятельности. <...> Объекты сознания, по мнению Джемса, всегда связаны «с психическими обертонами» [29, с. <...> Философ подчеркивал, что в процессе познания мы познаем не только простые объективные качества предметов, но и их отношения (между психическими обертонами) [29, с. <...> «Во всех наших произвольных процессах мысли всегда есть известная тема или идея, около которой вращаются все остальные детали мысли (в виде «психических обертонов») [29, с. <...> Изучение онтологии мысли открывает путь к пониманию того, как человек научился мыслить. <...> Как мы видим, познание предметов внешнего мира представляет собой развернутый процесс. <...> Результатом выступает оперативный образ вещи и его признаки. <...> Образ и его мысли-признаки Содержательная характеристика мыслей 11 включаются в процесс жизнедеятельности, в котором и устанавливается их семантика. <...> Таким образом, мысль-признак нагружается конкретным значением – содержанием, она обогащается. <...> Одна и та же мысль-признак, включенная в различные ситуации и формы жизнедеятельности, будет наделяться все новым и новым содержанием. <...> Этот процесс субъективации мысли идет по трем направлениям: • в мыслях опредмечивается потребность мыслящего субъекта; • нравственные устои субъекта влияют на содержание мыслей; • происходит социокультурная субъективация мыслей. <...> Оформление мыслей и образов под влиянием требований морали мы <...>
Эволюция_мысли._Как_человек_научился_мыслить.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.216
Стр.217
Стр.218
Стр.219
Стр.220
Эволюция_мысли._Как_человек_научился_мыслить.pdf
Владимир Шадриков Эволюция мысли как человек научился мыслить Vladimir Shadrikov Thought Evolution How a Man Learns to Think
Стр.1
УДК 159.9.01 ББК 88 Ш16 Публикация подготовлена в рамках научного проекта №15-06-10538, поддержанного РГНФ Рецензенты А.В. Карпов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации В.А. Петровский, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Ш 16 Шадриков В.Д. Эволюция мысли. Как человек научился мыслить: монография / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга, 2016. – 220 с. ISBN 978-5-98699-161-0 Раскрывается эволюция мысли, понятие «мысль» вводится в число базовых психологических категорий. Исследуется трансформация субъективной мысли при переходе от образа к представлению и далее к слову-понятию. На этой основе показывается единство этих понятий, отнесенных к конкретному человеку, содержательная динамика процесса познания объективного мира. С использованием метода реконструкции психологической реальности, данных зоопсихологии, исследований морфологической эволюции, антропологии, нейрогенетических и физиологических проблем, а также результатов работ по психологии деятельности и культурно-исторической психологии объясняется специфические отличия мышления животных от мышления человека. Специально анализируется роль мыслетворчества и словотворчества в интеллектуальной эволюции человека. На примере освоения гончарного искусства представлен процесс интеллектуального развития человека в деятельности. Исследуются отношения мыслей и мышления. Обосновывается, что сущность процесса научения мышлению заключается в единстве научения и содержания психики, отраженного в мыслях, и освоения мыслительных операций, которые позволяют работать с содержанием психики. Процесс интеллектуального развития освещается на основе экспериментальных данных по ментальному развитию учащихся. Для ученых и специалистов в области психологии, философии, социологии, педагогики. Может использоваться в учебном процессе по психологопедагогическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами культурноисторической психологии, интеллектуального развития человека. УДК 159.9.01 ББК 88 ISBN 978-5-98699-161-0 © Шадриков В.Д., 2016 © Университетская книга, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ...................................................................................................................4 Глава I. Что такое мысль человека? ......................................................................8 Глава II. Мысль и познавательные процессы ..................................................42 Глава III. Эволюция предметной мысли ...........................................................79 Глава IV. Научение мышлению ......................................................................... 101 Глава V. Овладение речью в онтогенезе ......................................................... 130 Глава VI. Ментальное развитие и деятельность .......................................... 152 Глава VII. Развитие способностей субъекта учебной деятельности на основе научения интеллектуальным операциям ..................... 162 Заключение .............................................................................................................. 197 Литература .............................................................................................................. 202 Именной указатель ................................................................................................ 209 Предметный указатель ......................................................................................... 211
Стр.3
Моей жене Ирине Анатольевне Шадриковой посвящается ВВЕДЕНИЕ К понятию «мысль» люди обращались еще в глубокой древности. Так, Аристотель утверждал, что добродетели души относятся или к нраву, или к мысли. Рассматривая источник поступка, философ отмечал, что этот источник заключается в сознательном выборе, а сознательный выбор «невозможен ни помимо ума и мысли, ни помимо [нравственных] устоев … Однако сама мысль ничего не приводит в движение, [это делает только мысль], предполагающая какую-нибудь цель … Именно поэтому сознательный выбор – это волящий ум [т.е. ум, движимый волей] или же осмысленная воля [т.е. воля, движимая мыслью], а именно такое начало есть человек» [4, с. 160]. Признавая мысль составной частью души, Аристотель не дает ей определения. Но, исходя из его рассуждений, можно сделать предположение, что мысли отражают содержание ума. Понимание мысли как содержания ума, как то, с чем работает мышление, как то, о чем мыслит человек, проходит через все работы, где используется понятие «мысль». Пробуя определить контур (только контур) проблемы, что такое мысль, В.П. Зинченко писал: «Если мы спросим себя, что означает торжественное слово "мысль", то обнаружим слишком широкое употребление этого слова. Все, что "взбредет" в голову, называется мыслью» [34, с. 373]. Рассматривая различные подходы к использованию понятия мысли, В.П. Зинченко приходит к выводу, что «едва ли кто-нибудь может вразуми
Стр.4
– методологический 15 – удовольствия 87 Принятие решения 16, 18, 31, 108, 115, 117, 156–157 Программа 37, 70, 78, 86–87, 133, 162, 194 – деятельности 157 Произвольность 26, 40 Протомысль 99, 102, 104–105, 107–108, 132, 200 Протомышление 91–92, 98–99, 105, 107–108, 131, 150, 200 Процесс 15–18, 20–21, 23–24, 28–35, 37–40, 42, 44–48, 50–52, 54–59, 61–64, 66–71, 73–74, 76–78, 83–84, 90–91, 94–98, 102, 104, 106–110, 113–117, 119–123, 125–126, 129–132, 137, 140–143, 145, 147, 150–151, 153, 155–160, 162–163, 191–192, 196–201 – опредмечивания 15 – познавательный 7–9, 29–30, 42, 47–48, 59, 61, 67, 76–77 – перцептивный 30 – принятия решений 18, 108, 156–157 – психологический 121, 125 – распредмечивания 54 – творческий 158 – умственный 62, 143 Психика 8, 34, 73, 122 Психология 5, 7, 20–21, 27, 29, 42, 44, 50, 57–58, 60, 62, 66–67, 71, 75, 77, 95, 100, 117, 124, 127, 138, 142–143, 150, 156, 199 – дифференциальная 91 – отечественная 27 Развертывание интеллектуальной деятельности 40 Развитие 7, 22, 32–33, 37–38, 41, 45, 55–56, 68, 71, 77, 79–80, 82–87, 90–91, 98, 100, 102, 105, 111–112, 119–126, 130, 132–133, 135–136, 150, 152, 154–155, 159– 163, 167, 171, 177, 182, 190, 192, 194, 196, 199–201 – интеллекта 119–120, 194, 196 – интеллектуальных операций 162, 167, 177, 182, 190, 192 – ментальное 130, 152, 155, 160– 162 – профессиональное 160 – психическое 157 – специализированное 160 – способностей 85, 121, 123, 162– 163, 190, 196, 201 Различение 114–115, 164–170, 173, 175–176, 179, 184, 188, 191, 193 Раскрытие отношений 73, 114– 115 Рассуждение 54, 57, 61, 74, 93, 118 Рефлексия 108, 126, 151, 153, 156–157, 159, 163, 192 Саморефлексия 26 Свойства 5, 8–9, 11–14, 17, 24– 25, 27–28, 31–32, 34, 37, 39–40, 42–43, 45, 48, 51–53, 56, 60, 65– 66, 71–72, 75, 88–89, 101–102, 107, 110–114, 116–117, 119–122, 125, 137, 145–147, 151 – вещи 9, 24, 39–40, 60, 111, 114, 116, 119
Стр.216
– предметов 12–13, 28, 45, 72, 107, 112, 120, 137 Семантика 6, 11, 72, 139–140, 142 Сигнал 13, 30, 44, 54, 76, 81, 92, 98–102, 131, 136–137, 145, 147 – звуковой 137 Символ 57, 76, 85, 120, 131, 140 Синтез 38–39, 62, 107, 113–115, 117, 121, 127, 164, 166, 173, 179– 180, 191, 193, 194 Слова-понятия 14, 74 Слово 4, 6–7, 14, 18–19, 26, 31–33, 39, 47, 53–59, 68, 70–72, 74–76, 84–85, 90–100, 102–105, 108–109, 111, 120, 124–126, 130–132, 134, 137–138, 140–142, 144, 148, 150–151, 179, 186, 192, 198–201 Словотворчество 102, 103 Совесть 18, 19 Содержание 4, 7, 10–11, 13–16, 18–19, 22–23, 35, 44–45, 51–52, 55–56, 58–60, 62, 65–67, 70–77, 82–83, 95, 97, 108–109, 113–114, 120, 127, 131–132, 146, 150, 154 – внутреннего мира 14 – мысли 10–11, 60, 67, 74, 76, 95 – психики 16, 18, 52, 58–59, 65, 108, 127, 154 – функциональное 10, 45 Сознание 5–6, 15, 19–22, 29, 32–33, 37, 46–47, 49–52, 58–59, 62, 65–66, 71–72, 85, 94, 96, 113, 198 – атрибутивность 52 – осознанность 26 – содержание 6, 52, 58–59, 65, 72 – личное 5, 19–20, 46, 52, 58, 198 Сознательный выбор 4 Соотнесение 136, 188–189 Сопоставление 34, 71, 83, 114–115, 175, 179, 193–194 Способности 6–7, 22, 24, 26, 39–41, 43, 52, 58–59, 61–62, 66, 82–83, 85, 89, 91, 99–100, 102, 120–121, 123, 125–127, 129–130, 142, 144, 147–150, 154, 156, 159– 163, 190, 196, 199–201 – восприятия 37, 125 – индивида 41 – интеллектуальные 142, 147 – мышления 59, 62 – познавательные 40, 58, 162–163, 196 – природные 41 Сравнение 38, 82, 114–115, 164–169, 171, 173–177, 181, 184– 185, 188–191, 193 Структура 6–7, 13, 20–21, 27, 30–31, 33, 37–40, 42, 50, 59–60, 65, 78, 83, 86, 99, 102, 105, 121, 132–133, 138, 141–142, 145–149, 157, 159, 198 – грамматическая 105, 142 – мысли 6, 13, 21, 37, 65, 78, 198 – поверхностная 6, 7, 145 Структура 6–7, 13, 20–21, 27, 30–31, 33, 37–40, 42, 50, 59–60, 65, 78, 83, 86, 99, 102, 105, 121,
Стр.217
132–133,133, 138, 141–142, 145– 149, 157, 159, 198 – грамматическая 105, 142 – мысли 6, 13, 21, 37, 65, 78, 198 – поверхностная 6, 7, 145 – способностей 121, 159 Субстанция 13, 15, 18–19, 42, 45, 49–50, 54, 56–59, 65, 78, 90, 99, 143, 197 – потребностно-эмоционально-содержательная 13, 15, 18–19, 42, 45, 99, 197 Субъект 10–12, 14, 17, 20, 22, 24–25, 28, 35–36, 38, 40–41, 43, 45–47, 49–50, 52–54, 58–61, 63, 65, 67, 70–72, 78, 89–91, 101, 105–106, 112, 114, 117, 126, 142, 152, 157, 162, 166, 197–198, 201 Субъективное 35, 50, 53, 114, 120, 132, 157 Субъективный мир 33 Суждения 40, 59–62, 111, 115, 117–118, 143, 147, 150 Существование 8, 17, 29, 51, 73–74, 106, 115–116, 119, 133, 136–137, 154 Сущность вещи 13, 20, 45 Трансформация 7, 22, 103, 146–147, 157 – грамматическая 146–147 Удовлетворение 17–18, 89, 94 – мотива 17, 18 Ум 4, 11–12, 21–22, 59, 66, 85, 105, 158, 179, 199 Умозаключение 31, 59, 61–62, 74, 115, 118, 150 Уровень 9, 13–14, 17, 23–24, 31–32, 37, 39, 45, 48, 65, 74, 86, 92, 107–108, 112, 116–117, 125, 141–142, 144, 147, 150, 153, 155, 163, 173, 177, 189, 192, 194, 196 – психологический 17, 45, 107 Установление связей 34, 115, 168–169, 175, 177, 191, 193 Филогенез 41, 71, 87, 90 Функция 8, 10, 16, 23, 29, 32, 34–35, 37–42, 48–49, 63, 67, 69, 71, 80-81, 86, 90, 112, 121–122, 126, 131, 136–137, 145, 182 – познавательная 38, 67 – психическая 8, 29, 32, 34– 35, 37–42, 69, 71, 90, 121, 126 – психофизиологическая 34 Характер 7, 10–11, 13, 19, 21, 37, 40, 42, 66, 69, 75, 111, 118, 140, 143, 145, 147–148, 156, 158, 197 – субъективный 11, 197 – функциональный 10, 13, 21, 40, 111 Хотение 13, 16, 53 Целостность 19, 21, 35, 43, 53, 89 Целеполагание 48, 108, 115, 145, 153 Цель 4, 26, 35–36, 48, 53–54, 56, 62–64, 66–67, 70, 777, 85, 101, 111, 114, 115, 119, 123, 125–126, 139, 142, 148, 153, 156–157, 159, 162–163, 167–169, 171, 173–175,
Стр.218
177, 180, 181, 200 – познавательная 63 Чувство 13–14, 16, 18, 22, 33, 50, 94, 97–98, 106, 134–136, 138, 144, 146, 197 Эволюция 37, 40, 41, 79–80, 83, 86–87, 93, 95, 97–98, 102, 130, 151-152, 155, 199, – мысли 40, 41, 79–80, 87, 95, 97–98, 130, 152, 199 Эмоции 12–13, 18–19, 35, 43, 60, 82, 102, 104, 137, 158, Язык 13, 26, 51, 57, 84, 94–95, 98, 101, 103–105, 107, 130–132, 134, 136–140, 142–150, 160, 200
Стр.219
Научное издание Шадриков Владимир Дмитриевич Эволюция мысли. Как человек научился мыслить Монография Редактор Д.А. Басипова Корректор Т.В. Старицына Верстка Т.В. Клейменовой Оформление Д.А. Басиповой Подписано в печать 11.11.2015. Формат 60×90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. 13,75 печ. л. Тираж 1000 экз. По вопросам приобретения и издания литературы обращаться: 111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12, 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.220

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.