Владимир Шадриков
Эволюция мысли
как человек научился мыслить
Vladimir Shadrikov
Thought Evolution
How a Man Learns to Think
Стр.1
УДК 159.9.01
ББК 88
Ш16
Публикация подготовлена в рамках научного проекта
№15-06-10538, поддержанного РГНФ
Рецензенты
А.В. Карпов, доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель
науки Российской Федерации
В.А. Петровский, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент
Российской академии образования
Ш 16
Шадриков В.Д.
Эволюция мысли. Как человек научился мыслить: монография / В.Д. Шадриков.
– М.: Университетская книга, 2016. – 220 с.
ISBN 978-5-98699-161-0
Раскрывается эволюция мысли, понятие «мысль» вводится в число базовых
психологических категорий. Исследуется трансформация субъективной
мысли при переходе от образа к представлению и далее к слову-понятию.
На этой основе показывается единство этих понятий, отнесенных
к конкретному человеку, содержательная динамика процесса познания
объективного мира. С использованием метода реконструкции психологической
реальности, данных зоопсихологии, исследований морфологической
эволюции, антропологии, нейрогенетических и физиологических
проблем, а также результатов работ по психологии деятельности и культурно-исторической
психологии объясняется специфические отличия
мышления животных от мышления человека. Специально анализируется
роль мыслетворчества и словотворчества в интеллектуальной эволюции
человека. На примере освоения гончарного искусства представлен процесс
интеллектуального развития человека в деятельности. Исследуются
отношения мыслей и мышления. Обосновывается, что сущность процесса
научения мышлению заключается в единстве научения и содержания
психики, отраженного в мыслях, и освоения мыслительных операций,
которые позволяют работать с содержанием психики. Процесс интеллектуального
развития освещается на основе экспериментальных данных по
ментальному развитию учащихся.
Для ученых и специалистов в области психологии, философии, социологии,
педагогики. Может использоваться в учебном процессе по психологопедагогическим
направлениям и специальностям. Представляет интерес
для широкого круга читателей, интересующихся проблемами культурноисторической
психологии, интеллектуального развития человека.
УДК 159.9.01
ББК 88
ISBN 978-5-98699-161-0
© Шадриков В.Д., 2016
© Университетская книга, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
...................................................................................................................4
Глава I. Что такое мысль человека? ......................................................................8
Глава II. Мысль и познавательные процессы ..................................................42
Глава III. Эволюция предметной мысли ...........................................................79
Глава IV. Научение мышлению ......................................................................... 101
Глава V. Овладение речью в онтогенезе ......................................................... 130
Глава VI. Ментальное развитие и деятельность .......................................... 152
Глава VII. Развитие способностей субъекта учебной деятельности
на основе научения интеллектуальным операциям ..................... 162
Заключение .............................................................................................................. 197
Литература .............................................................................................................. 202
Именной указатель ................................................................................................ 209
Предметный указатель ......................................................................................... 211
Стр.3
Моей жене
Ирине Анатольевне Шадриковой
посвящается
ВВЕДЕНИЕ
К понятию «мысль» люди обращались еще в глубокой древности.
Так, Аристотель утверждал, что добродетели души относятся
или к нраву, или к мысли. Рассматривая источник поступка,
философ отмечал, что этот источник заключается в сознательном
выборе, а сознательный выбор «невозможен ни помимо
ума и мысли, ни помимо [нравственных] устоев … Однако
сама мысль ничего не приводит в движение, [это делает
только мысль], предполагающая какую-нибудь цель … Именно
поэтому сознательный выбор – это волящий ум [т.е. ум, движимый
волей] или же осмысленная воля [т.е. воля, движимая
мыслью], а именно такое начало есть человек» [4, с. 160].
Признавая мысль составной частью души, Аристотель не
дает ей определения. Но, исходя из его рассуждений, можно
сделать предположение, что мысли отражают содержание ума.
Понимание мысли как содержания ума, как то, с чем работает
мышление, как то, о чем мыслит человек, проходит через все
работы, где используется понятие «мысль».
Пробуя определить контур (только контур) проблемы, что
такое мысль, В.П. Зинченко писал: «Если мы спросим себя, что
означает торжественное слово "мысль", то обнаружим слишком
широкое употребление этого слова. Все, что "взбредет" в
голову, называется мыслью» [34, с. 373]. Рассматривая различные
подходы к использованию понятия мысли, В.П. Зинченко
приходит к выводу, что «едва ли кто-нибудь может вразуми
Стр.4
– методологический 15
– удовольствия 87
Принятие решения 16, 18, 31,
108, 115, 117, 156–157
Программа 37, 70, 78, 86–87, 133,
162, 194
– деятельности 157
Произвольность 26, 40
Протомысль 99, 102, 104–105,
107–108, 132, 200
Протомышление 91–92, 98–99,
105, 107–108, 131, 150, 200
Процесс 15–18, 20–21, 23–24,
28–35, 37–40, 42, 44–48, 50–52,
54–59, 61–64, 66–71, 73–74,
76–78, 83–84, 90–91, 94–98, 102,
104, 106–110, 113–117, 119–123,
125–126, 129–132, 137, 140–143,
145, 147, 150–151, 153, 155–160,
162–163, 191–192, 196–201
– опредмечивания 15
– познавательный 7–9, 29–30,
42, 47–48, 59, 61, 67, 76–77
– перцептивный 30
– принятия решений 18, 108,
156–157
– психологический 121, 125
– распредмечивания 54
– творческий 158
– умственный 62, 143
Психика 8, 34, 73, 122
Психология 5, 7, 20–21, 27, 29,
42, 44, 50, 57–58, 60, 62, 66–67,
71, 75, 77, 95, 100, 117, 124, 127,
138, 142–143, 150, 156, 199
– дифференциальная 91
– отечественная 27
Развертывание интеллектуальной
деятельности 40
Развитие 7, 22, 32–33, 37–38,
41, 45, 55–56, 68, 71, 77, 79–80,
82–87, 90–91, 98, 100, 102, 105,
111–112, 119–126, 130, 132–133,
135–136, 150, 152, 154–155, 159–
163, 167, 171, 177, 182, 190, 192,
194, 196, 199–201
– интеллекта 119–120, 194, 196
– интеллектуальных операций
162, 167, 177, 182, 190, 192
– ментальное 130, 152, 155, 160–
162
– профессиональное 160
– психическое 157
– специализированное 160
– способностей 85, 121, 123, 162–
163, 190, 196, 201
Различение 114–115, 164–170,
173, 175–176, 179, 184, 188, 191,
193
Раскрытие отношений 73, 114–
115
Рассуждение 54, 57, 61, 74, 93, 118
Рефлексия 108, 126, 151, 153,
156–157, 159, 163, 192
Саморефлексия 26
Свойства 5, 8–9, 11–14, 17, 24–
25, 27–28, 31–32, 34, 37, 39–40,
42–43, 45, 48, 51–53, 56, 60, 65–
66, 71–72, 75, 88–89, 101–102,
107, 110–114, 116–117, 119–122,
125, 137, 145–147, 151
– вещи 9, 24, 39–40, 60, 111, 114,
116, 119
Стр.216
– предметов 12–13, 28, 45, 72,
107, 112, 120, 137
Семантика 6, 11, 72, 139–140, 142
Сигнал 13, 30, 44, 54, 76, 81, 92,
98–102, 131, 136–137, 145, 147
– звуковой 137
Символ 57, 76, 85, 120, 131, 140
Синтез 38–39, 62, 107, 113–115,
117, 121, 127, 164, 166, 173, 179–
180, 191, 193, 194
Слова-понятия 14, 74
Слово 4, 6–7, 14, 18–19, 26,
31–33, 39, 47, 53–59, 68, 70–72,
74–76, 84–85, 90–100, 102–105,
108–109, 111, 120, 124–126,
130–132, 134, 137–138, 140–142,
144, 148, 150–151, 179, 186, 192,
198–201
Словотворчество 102, 103
Совесть 18, 19
Содержание 4, 7, 10–11,
13–16, 18–19, 22–23, 35, 44–45,
51–52, 55–56, 58–60, 62, 65–67,
70–77, 82–83, 95, 97, 108–109,
113–114, 120, 127, 131–132, 146,
150, 154
– внутреннего мира 14
– мысли 10–11, 60, 67, 74,
76, 95
– психики 16, 18, 52, 58–59,
65, 108, 127, 154
– функциональное 10, 45
Сознание 5–6, 15, 19–22, 29,
32–33, 37, 46–47, 49–52, 58–59,
62, 65–66, 71–72, 85, 94, 96, 113,
198
– атрибутивность 52
– осознанность 26
– содержание 6, 52, 58–59,
65, 72
– личное 5, 19–20, 46, 52,
58, 198
Сознательный выбор 4
Соотнесение 136, 188–189
Сопоставление 34, 71, 83,
114–115, 175, 179, 193–194
Способности 6–7, 22, 24, 26,
39–41, 43, 52, 58–59, 61–62, 66,
82–83, 85, 89, 91, 99–100, 102,
120–121, 123, 125–127, 129–130,
142, 144, 147–150, 154, 156, 159–
163, 190, 196, 199–201
– восприятия 37, 125
– индивида 41
– интеллектуальные 142, 147
– мышления 59, 62
– познавательные 40, 58,
162–163, 196
– природные 41
Сравнение 38, 82, 114–115,
164–169, 171, 173–177, 181, 184–
185, 188–191, 193
Структура 6–7, 13, 20–21, 27,
30–31, 33, 37–40, 42, 50, 59–60,
65, 78, 83, 86, 99, 102, 105, 121,
132–133, 138, 141–142, 145–149,
157, 159, 198
– грамматическая 105, 142
– мысли 6, 13, 21, 37, 65, 78,
198
– поверхностная 6, 7, 145
Структура 6–7, 13, 20–21, 27,
30–31, 33, 37–40, 42, 50, 59–60,
65, 78, 83, 86, 99, 102, 105, 121,
Стр.217
132–133,133, 138, 141–142, 145–
149, 157, 159, 198
– грамматическая 105, 142
– мысли 6, 13, 21, 37, 65, 78,
198
– поверхностная 6, 7, 145
– способностей 121, 159
Субстанция 13, 15, 18–19, 42,
45, 49–50, 54, 56–59, 65, 78, 90,
99, 143, 197
– потребностно-эмоционально-содержательная
13, 15,
18–19, 42, 45, 99, 197
Субъект 10–12, 14, 17, 20,
22, 24–25, 28, 35–36, 38, 40–41,
43, 45–47, 49–50, 52–54, 58–61,
63, 65, 67, 70–72, 78, 89–91, 101,
105–106, 112, 114, 117, 126, 142,
152, 157, 162, 166, 197–198, 201
Субъективное 35, 50, 53, 114,
120, 132, 157
Субъективный мир 33
Суждения 40, 59–62, 111, 115,
117–118, 143, 147, 150
Существование 8, 17, 29, 51,
73–74, 106, 115–116, 119, 133,
136–137, 154
Сущность вещи 13, 20, 45
Трансформация 7, 22, 103,
146–147, 157
– грамматическая 146–147
Удовлетворение 17–18, 89, 94
– мотива 17, 18
Ум 4, 11–12, 21–22, 59, 66, 85,
105, 158, 179, 199
Умозаключение 31, 59, 61–62,
74, 115, 118, 150
Уровень 9, 13–14, 17, 23–24,
31–32, 37, 39, 45, 48, 65, 74, 86,
92, 107–108, 112, 116–117, 125,
141–142, 144, 147, 150, 153, 155,
163, 173, 177, 189, 192, 194, 196
– психологический 17, 45,
107
Установление связей 34, 115,
168–169, 175, 177, 191, 193
Филогенез 41, 71, 87, 90
Функция 8, 10, 16, 23, 29, 32,
34–35, 37–42, 48–49, 63, 67, 69,
71, 80-81, 86, 90, 112, 121–122,
126, 131, 136–137, 145, 182
– познавательная 38, 67
– психическая 8, 29, 32, 34–
35, 37–42, 69, 71, 90, 121, 126
– психофизиологическая 34
Характер 7, 10–11, 13, 19, 21,
37, 40, 42, 66, 69, 75, 111, 118, 140,
143, 145, 147–148, 156, 158, 197
– субъективный 11, 197
– функциональный 10, 13,
21, 40, 111
Хотение 13, 16, 53
Целостность 19, 21, 35, 43, 53, 89
Целеполагание 48, 108, 115, 145,
153
Цель 4, 26, 35–36, 48, 53–54,
56, 62–64, 66–67, 70, 777, 85, 101,
111, 114, 115, 119, 123, 125–126,
139, 142, 148, 153, 156–157, 159,
162–163, 167–169, 171, 173–175,
Стр.218
177, 180, 181, 200
– познавательная 63
Чувство 13–14, 16, 18, 22, 33,
50, 94, 97–98, 106, 134–136, 138,
144, 146, 197
Эволюция 37, 40, 41, 79–80,
83, 86–87, 93, 95, 97–98, 102, 130,
151-152, 155, 199,
– мысли 40, 41, 79–80, 87,
95, 97–98, 130, 152, 199
Эмоции 12–13, 18–19, 35, 43,
60, 82, 102, 104, 137, 158,
Язык 13, 26, 51, 57, 84, 94–95,
98, 101, 103–105, 107, 130–132,
134, 136–140, 142–150, 160, 200
Стр.219
Научное издание
Шадриков Владимир Дмитриевич
Эволюция мысли. Как человек научился мыслить
Монография
Редактор Д.А. Басипова
Корректор Т.В. Старицына
Верстка Т.В. Клейменовой
Оформление Д.А. Басиповой
Подписано в печать 11.11.2015. Формат 60×90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. 13,75 печ. л.
Тираж 1000 экз.
По вопросам приобретения и издания литературы обращаться:
111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31
Тел.: (495) 981-51-12, 955-78-30
Электронная почта: universitas@mail.ru
Дополнительная информация на сайте: www.logosbook.ru
Стр.220