Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Основы психологии лекции (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСпеваков Виталий Николаевич
ИздательствоМ.: Логос
Страниц100
ID590613
АннотацияРассмотрены психологические закономерности лекционной работы, которые должен учитывать каждый преподаватель вуза на лекции на любую тему. Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции.
Кому рекомендованоДля магистрантов и аспирантов, готовящихся к научно-педагогической деятельности. Может использоваться при повышении квалификации преподавателей вузов и других работников образовательных учреждений, а также в учебном процессе по педагогическим направлениям (специальностям) вузов.
ISBN978-5-98704-668-5
УДК378.091.32
ББКУ929.31
Спеваков, В.Н. Основы психологии лекции : учебное пособие для магистрантов и аспирантов / В.Н. Спеваков .— Москва : Логос, 2014 .— 100 с. — ISBN 978-5-98704-668-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/590613 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Н. Спеваков ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Москва • Логос • 2014 УДК 378.091.32 ББК У929.31 С72 Спеваков В.Н. <...> Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. <...> Я предпочитаю термин «исполнение лекции», имея в виду вузовскую лекцию. <...> Сознавая, что исполнение одиночной лекции существенно отличается от исполнения лекции, являющейся частью курса, в этой книге лекция рассматривается как часть курса. <...> Книга посвящена таким общим психологическим закономерностям лекционной работы, которые должен учитывать каждый лектор, исполняя лекции на любую тему, и предназначена для преподавателей вузов, работников образовательных учреждений, аспирантов, студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кому приходится часто выступать. <...> СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Доктор технических наук, профессор А.П. Минаков более 50 лет тому назад подчёркивал, что лекцию нужно строить как художественное произведение: в ней обязательно должны быть завязка, развитие сюжета и развязка, хотя лекцию не всегда можно рассматривать как законченное произведение, если она – часть курса [20, с. <...> Во введении нужно выделять два смысловых куска: психологическое вступление и методическое вступление. <...> Психологическое вступление – часть лекции, предназначенная для организации непроизвольного внимания студентов. <...> Цель методического вступления – подготовка к исполнению основной части лекции. <...> «Введение» Начало лекции существенно зависит от того, впервые или не впервые выступает лектор перед аудиторией. <...> Приблизительно 3 минуты он имеет первоначальное непроизвольное внимание студентов без всякой организации его: студенты, сами этого не осознавая, изучают лектора. <...> Структура лекции Психологическое вступление здесь не нужно, хотя и не исключается: например, для того, чтобы придать своему выступлению <...>
Основы_психологии_лекции.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.95
Стр.96
Стр.97
Стр.98
Стр.99
Стр.100
Основы_психологии_лекции.pdf
В.Н. Спеваков ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие для магистрантов и аспирантов Москва • Логос • 2014
Стр.1
УДК 378.091.32 ББК У929.31 С72 Спеваков В.Н. С72 Основы психологии лекции: учеб. пособие / В.Н. Спеваков. – М.: Логос, 2014. – 100 с. ISBN 978-5-98704-668-5 Рассмотрены психологические закономерности лекционной работы, которые должен учитывать каждый преподаватель вуза на лекции на любую тему. Особое внимание уделено структуре лекции, методам преподнесения материала, организации внимания, восприятия, понимания и запоминания, подготовке и исполнению лекции. Для магистрантов и аспирантов, готовящихся к научно-педагогической деятельности. Может использоваться при повышении квалификации преподавателей вузов и других работников образовательных учреждений, а также в учебном процессе по педагогическим направлениям (специальностям) вузов. УДК 378.091.32 ББК У929.31 ISBN 978-5-98704-668-5 © Спеваков В.Н., 2014 © Логос, оформление, 2014
Стр.2
По всем этим вопросам не может быть достигнуто даже внутренней удовлетворённости автора, не говоря уж о всеобщем согласии. С. Ленг
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...............................................................................................................................7 Глава 1. Структура лекции ....................................................................................................9 «Введение» ............................................................................................................................9 «Основная часть» .............................................................................................................15 «Заключение» ....................................................................................................................16 Глава 2. Лекционная речь ....................................................................................................19 Краткость ............................................................................................................................19 Правильность ....................................................................................................................20 Доступность ........................................................................................................................24 Доказательность ...............................................................................................................29 Содержательность............................................................................................................29 Целенаправленность ......................................................................................................29 Образность ..........................................................................................................................30 Юмор ................................................................................................................................30 Контрастность ............................................................................................................32 Афористичность ..........................................................................................................32 Эмоциональность ............................................................................................................33 Глава 3. Голосовые и неголосовые средства общения ...............................................37 Голосовые средства общения ......................................................................................37 Тон речи ...........................................................................................................................37 Скорость говорения .....................................................................................................38 Громкость говорения ..................................................................................................39 Неголосовые средства общения ................................................................................39 Мимика лектора ..........................................................................................................40 Жесты лектора ............................................................................................................42 Телодвижения лектора ..............................................................................................43
Стр.4
Оглавление 5 Глава 4. Организация внимания ........................................................................................47 Организация непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания ..............................................................................47 Непроизвольное внимание .........................................................................................48 Произвольное внимание ..............................................................................................55 Послепроизвольное внимание ...................................................................................57 Свойства внимания .........................................................................................................58 Объём внимания ............................................................................................................58 Переключаемость внимания ....................................................................................58 Устойчивость внимания ...........................................................................................59 Колебания внимания ....................................................................................................59 Глава 5. Организация восприятия и понимания ...........................................................61 Организация восприятия .............................................................................................61 Закон контраста ощущений и восприятий ........................................................61 Закон избирательности восприятия ....................................................................61 Закон зависимости восприятия целого от характера частей, выделяемых в целом в качестве фигуры восприятия .......................................62 Закон апперцепции ......................................................................................................64 Организация понимания ..............................................................................................65 Глава 6. Организация памяти и запоминания ...............................................................67 Организация памяти .......................................................................................................67 Закон ассоциаций .........................................................................................................69 Закон связи памяти с мышлением .........................................................................69 Закон связи памяти с воображением ....................................................................69 Закон связи памяти с потребностями .................................................................70 Закон связи памяти с эмоциями .............................................................................71 Закон забывания ...........................................................................................................72 Организация запоминания ..........................................................................................72 Глава 7. Методы преподнесения материала ..................................................................75 Метод проблемного изложения .................................................................................75 Метод повторений ...........................................................................................................77 Метод совмещений .........................................................................................................77 Глава 8. Подготовка лекции. Подготовка лектора .....................................................81 Подготовка лекции .........................................................................................................81 Содержание лекции .....................................................................................................81 Форма лекции ................................................................................................................83 Подготовка лектора.........................................................................................................85 Глава 9. Исполнение лекции ...............................................................................................87 Заключение ................................................................................................................................95 Послесловие ..............................................................................................................................96 Литература ................................................................................................................................97
Стр.5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Прочитав эту книгу, начинающий лектор ужаснется: для того чтобы овладеть описанными приёмами, потребуется вся жизнь! Напомню, что предлагаемая книга предназначена для лекторов, которые ставят себе в своей работе сверхзадачи, остальных прошу не беспокоиться. Если Вы прочитали эту работу, значит Вы либо ставите перед собой указанные задачи, либо намереваетесь это сделать. Для таких подчеркну следующее. Русские говорят: «У страха глаза велики!» и «Глаза боятся, но руки делают!» Начните с того, что на каждой лекции ставьте перед собой задачу по овладению какого-то психологического приёма исполнения лекции, и вскоре Вы увлечётесь, Ваша работа никогда не будет Вам в тягость, работать Вы будете с удовольствием! Мне неоднократно приходилось встречать лекторов, которые признавались: «Читаешь лекцию и думаешь: “Господи, ну когда же она закончится-то?!”» Хорошему лектору времени часто не хватает: лекция летит, как птица! Если лектор работает, как «негр», а не как людоед племени мумбо-юмбо, вкладывает в работу душу, ставит перед собой сверхзадачи, на каждой лекции пытается решить хотя бы малую часть одной из этих задач, то его работа кажется ему не только чрезвычайно интересной, но и опасной, как лезвие бритвы, трудной, как тропа альпиниста, и прекрасной, как цветок в голубых весенних сверкающих снегах тундры.
Стр.95
ПОСЛЕСЛОВИЕ Лекционное мастерство – это набор отточенных, проверенных приёмов, которые лектор результативно применяет и которые совершенствует всю жизнь. Этот набор приёмов индивидуален для каждого лектора. Но есть такие общие психологические закономерности речевого восприятия, которые должен учитывать каждый лектор. Описанию именно таких основополагающих психологических закономерностей лекционной работы и посвящена эта книга. Первый вариант этой книги был написан в 1980 г. Затем были написаны ещё четыре варианта. И когда я закончил пятый вариант, вдруг вспомнил один случай, что одного известного учёного, который изучил много червей, но одного из них изучал всю жизнь, спросили: – Маэстро, скажите, как Вы умудрились всю жизнь изучать одного червяка? Тот искренне изумился: – Как?! Но ведь червяк такой длинный, а жизнь такая короткая! Именно по этой причине в 2004 г. я решил остановиться на последнем шестом варианте этой книги. Этот вариант был опубликован в издательстве «Вуз и школа» в 2004 г. [36]. Данная книга является седьмым вариантом моей сорокалетней работы по необъятной и бездонной теме лекторского мастерства. С. Ленг в предисловии к своей монографии «Алгебра» написал: «По всем этим вопросам не может быть достигнуто даже внутренней удовлетворённости автора, не говоря уж о всеобщем согласии». Мне нечего добавить к этим словам.
Стр.96
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев М.Н. Методические и логические основы лекторского мастерства. М.: «Знание» РСФСР, 1976. 45 с. 2. Андреев В.И. Деловая риторика. М.: Народное образование, 1995. 207 с. 3. Андреев Е.Г. Педагогика в работе лектора. М.: Политиздат, 1974. 80 с. 4. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М.: Академия, 1998. С. 223. 5. Белл Э. Творцы математики. М.: Просвещение, 1979. 256 с. 6. Вестник высшей школы. 1951. № 11. С. 51. 7. Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 76 с. 8. Галь Н.Я. Слово живое и мёртвое. М.: Книга, 1980. 208 с. 9. Гипноз как наркоз // Аргументы и факты. 2010. № 41. С. 51. 10. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1998. С. 18–19. 11. Еникеев. М.И. Общая психология: учеб. для вузов. М.: ПРИОР, 2000. С. 124–125. 12. Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970. 53 с. 13. Зиновьев С.И. Лекция в советской высшей школе. М.: Высш. шк., 1962. 340 с. 14. Канторович В.Я. «Ты» и «вы». М.: Советская Россия, 1974. 79 с. 15. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1990. 712 с. 16. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с. 17. Кудрявцев Л.Д. Методика преподавания математики. М.: Наука, 1974. С. 91. 18. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание. М.: Наука, 1980. С. 97. 19. Леммерман Х. Учебник риторики. М.: Интерэксперт, 1998. 254 с. 20. Лишевский В.П. Педагогическое мастерство учёного. М.: Наука, 1975. 119 с. 21. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. М.: Альфа, 2000. 174 с. 22. Мехонцев Н.И., Михайлов Н.Н., Ненашев М.Ф. Лектор и слушатель. М.: Знание, 1975. 73 с.
Стр.97
98 Литература 23. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. М.: Владос-Пресс, 2003. Ч. 1. 351 с. 24. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2ч. М.: Владос-Пресс, 2003. Ч. 2. 303 с. 25. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М.: Экономика, 1990. 48 с. 26. Общая психология: учеб. пособие М.: Просвещение, 1973. С. 146. 27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. 846 с. 28. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Эксмо, 2002. 272 с. 29. Писарев Д.И. Сочинения: в 4 т. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 3. С. 133. 30. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Центр, 2000. 256 с. 31. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. 944 с. 32. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. С. 206. 33. Смольянинов И.Ф. О прекрасном говорить прекрасно. Л.: Знание, 1974. 36 с. 34. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 1133. 35. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992. 740 с. 36. Спеваков В.Н. Психология лекции. М.: Вуз и школа, 2004. 90 с. 37. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья восьмая. Подготовка лекции // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 43–45 38. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья вторая. Речь лектора // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 22–26. 39. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья первая. Структура лекции // Высшее образование сегодня. 2013. № 2. С. 40–44. 40. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья пятая. Организация восприятия и понимания // Высшее образование сегодня. 2013. № 7. С. 35–37. 41. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья седьмая. Методы преподнесения материала // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 36–38. 42. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья третья. Голосовые и неголосовые средства общения // Высшее образование сегодня. 2013. № 4. С. 41–45. 43. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья четвёртая. Организация внимания // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С. 48–52. 44. Спеваков В.Н. Психология лекции. Статья шестая. Организация памяти и запоминания // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 54–57. 45. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Гослитиздат, 1938. С. 55.
Стр.98
Литература 46. Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? М.: Лениздат, 1961. 191 с. 47. Толковый словарь русского языка. СПб.: Виктория плюс, 2010. 761 с. 48. Тункель В.Д. Приём и последующая передача речевого сообщения // Вопросы психологии. 1964. № 4. С. 111. 49. Что для мозга важно? // Аргументы и факты. 2010. № 43. С. 49. 50. Якушев В.М. О психологических основах лекционной пропаганды. М.: Знание, 1975. 47 с. 99
Стр.99
Учебное издание Спеваков Виталий Николаевич ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИИ Учебное пособие Выпускающий редактор Ю.В. Голобокова Редактор Е.В. Комарова Корректор Е.Б. Гранина Компьютерная верстка и дизайн А.М. Моисеева Подписано в печать 05.06.2014. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 6,25. Тираж 1000 экз. Издательская группа «Логос» 123104, Б. Палашевский пер., д. 9, стр. 1. По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь: 111024, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31 Тел.: (495) 981-51-12, 955-78-30 Электронная почта: universitas@mail.ru Дополнительная информация на сайте www.logosbook.ru
Стр.100

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.