Мир психологии
2017,№4 (92)
Содержание
От редколлегии. Слово в рождении человека и рождаемое человеком,
рождаемое мыслью,рождающее мысльи дело . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Слово и мысль. Слово и язык. Слово и речь.
Слово и действие. Действие слова
Слово как явление человеческого бытия и его значение
ШадриковВ. Д. Эволюциямышленияипоявления слова . . . . . . . . . . . . . 11
Петренко В. Ф., Кучеренко В. В.ВНачалебылоСлово . . . . . . . . . . . . . . . 21
Розин В. М. Опыт реконструкции в исторических текстах
значений словпонятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Акопов Г. В., Савицкий В. М., Шейнин И. Р. Значения и смысловые
образования слова в контексте усвоения студентами иноязычной
лингвокультуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Слово и действенность слова
Слово в пространстве культуры
Пигалев А. И.Философияриторикиипринципыкультуры . . . . . . . . . . . . 48
Селезнева Е. В. Пространство экзистенциальных отношений в зеркале
философического фольклора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Акопян Л. С., Абрамян А. К. Психологическая оценка поэтического слова
в переводе иоригинале . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Гудзовская А. А. Педагогическаяметафора в образовательном процессе. . . . . 85
Слово в пространстве жизни человека
НемчиновВ.М. Силаи бессилие слова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Мифтахов И. Ф., Герасимова Т. В. Семантика болезни в нарративах книги
«Остров Сахалин»А.П. Чехова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Слово в самоопределении, самоутверждении
и самоорганизации
Старовойтенко Е. Б. Герменевтические источники слова о себе . . . . . . . . 112
АнисимовО. С. Слово в эффективной самоорганизации человека. . . . . . . . 124
Мухаметзянова Ф. Г., Панченко О. Л. Феномен субъектности
в семантическомпространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Дьяков С. И. Психосемантический подход в методологии исследования
самоорганизации человека как субъектажизни . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Научные и научнопрактические исследования
Вызовы современности — психологии
(приглашаем к обсуждению)
Розин В. М., Сайко Э. В. Введение в проблемную ситуацию «Психология
в современноммиреи вызовы современности психологии» . . . . . . . . 158
304
Стр.304
Вызовы со стороны антропологических наук
Беляев В. А. К психологии и социологии философии как символического
конструирования реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Попкова Н. В. Трансформация антропологического дискурса
в современномобществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Смирнов С. А. Антропология и психология: взгляд на человека.
Встречный вызов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Носкова О. Г. Возможна ли и нужна ли сегодня объяснительная
воздейственная психология? (Реплика по поводу статьи С. А. Смирнова
«Антропологияипсихология: взглядна человека. Встречный вызов») . . . 198
Проблемные ситуации в психологопедагогической сфере
Онтодидактика в развитии творческого потенциала
Дмитриев С. В., Неверкович С. Д. Исследование «живых движений»
творческого человека в спорте, искусстве, образовании
в контексте онтодидактики. Часть 1. Онтодидактика:
предмет ипринципыисторикопсихологического анализа . . . . . . . . . 203
Проблема профессии в психологии
Солнцева Г. Н. Человек ипрофессия: грани соответствия. . . . . . . . . . . . . 215
Носкова О. Г., Бальбеков Р. А. Проблема безопасности в психологических
науках о работающих людях и эргатических системах: прошлое,
настоящее, будущее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
К проблеме отношения к себе и к другому
Лебедева О. В. Структурный анализ феномена «психологическое здоровье»
в контексте гуманистической психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Никишина В. Б., Клюева Н. В., Самосват О. И. Сексуальная агрессия
ифлирт как коммуникативные паттерны подростков в социальных сетях 245
Проблема измерения в пространстве жизни человека
Марков В.Н. Потенциалмасштаба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Мандель И. Д. Двумерное пространство трех культур
Часть 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Люди психологии
Семенов И. Н. Развитие научнопедагогической деятельности
П. Я. Гальперина (к 115летиюсо дня рождения) . . . . . . . . . . . . . . . 281
Нашиавторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
305
Стр.305
World of psychology
2017,№4 (92)
Table of contents
Editorial Note. The word in the person’s birth and born by a person, born with
a thought, giving birth to thought and deed . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Word and thought. Word and language. Word and speech.
Word and action. Word Action
The word as a phenomenon of human being and its meaning
Shadrikov V.D. Evolution of thinking and appearance of the word . . . . . . . . . . . 11
Petrenko V. F., Kucherenko V. V. In the Beginning Was the Word . . . . . . . . . . . . 21
Rozin V.M. Experience of wordconcepts meanings reconstruction in historical texts 28
Akopov G. V., Savitsky V. M., Sheinin I. R. Values and semantic formation
of a word in the context of foreign language linguistic culture mastering
by students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Word and effectiveness of the Word
Word in the space of culture
Pigalev A. I. Philosophy of rhetoric and principles of culture . . . . . . . . . . . . . . 48
Selezneva E. V. The space of existential relations in the philosophical
folklore mirror . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Akopyan L. S., Abramyan A. K. Psychological evaluation of the poetic word
in the translation and in the original . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Gudzovskaya A. A. Pedagogical metaphor in the educational process. . . . . . . . . . 85
The word in the space of human life
NemchinovV.M. Strength and impotence of theword. . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Miftakhov I. F., Gerasimova T. V. The disease semantics in the narratives
of AntonChekhov’s The Island of Sakhalin book . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
The word in selfdetermination, selfaffirmation and selforganization
Starovoytenko E. B. Hermeneutical sources of the word about self. . . . . . . . . . . 112
Anisimov O. S. The word in the person’s effective selforganization . . . . . . . . . . 124
Mukhametzyanova F. G., Panchenko O. L. The phenomenon of subjectivity
in the semantic space. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Dyakov S. I. Psychosemantic approach in the person’s selforganization
as a subject of life research methodology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Scientific and scientificpractical studies
Challenges of Modernity, of Psychology (invitation to the discussion)
Rozin V. M., Sayko E. V. Introduction to the Psychology in the modern world
and the challenges of our time problem situation. . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Challenges from anthropological sciences
Belyaev V. A. To the psychology and sociology of philosophy as a symbolic
constructing reality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
306
Стр.306
PopkovaN. V. Transformation of the anthropological discourse in modern society 173
Smirnov S. A. Anthropology and psychology: a look at a person. Counterchallenge 185
Noskova O. G. Is the explanatory influential psychology possible
and necessary today? (A remark about S. A. Smirnov’s Anthropology
and psychology: a look at a person. Counterchallenge article) . . . . . . . . . . 198
Problem situations in the psychopedagogical sphere
Ontodidactics in the creativity development
Dmitriev S. V., Neverkovich S. D. Study of the creative person’s Living Movements
in sports, art, and education in the context of ontodidactics.
Part 1. Ontodidactics: subject and principles of historical psychological analysis 203
The problem of profession in psychology
Solntseva G. N.Aperson and profession: facets of correspondence . . . . . . . . . . 215
Noskova O. G., Balbekov R. A. The safety problem in psychological sciences
of working people and ergative systems: the past, present, future . . . . . . . . . 225
To the problem of the attitude to oneself and to another
Lebedeva O. V. Structural analysis of the psychological health phenomenon
in the context of humanistic psychology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Nikishina V. B., Klyueva N. V., Samosvat O. I. Sexual aggression
and flirting as the adolescents’ communicative patterns inthe social networks. . . 245
The problem of measurement in the space of human life
Markov V. N. Scale potential . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Mandel I. D. Twodimensional space of three cultures
Part 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
People of Psychology
Semenov I. N. P. Ya. Galperin’s scientific and pedagogical activity development
(to the 115thAnniversary) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
307
Стр.307
Мир психологии
2017,№4 (92)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Семья в системной организации Социума.
2. Понимание как явление и его функциональная нагрузка в появлении и
жизни человека.
3. Масштабность в пространстве отношений человека.
4. Пространство и время в жизни человека и пространственновремен
ные характеристики человеческого бытия.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания,
мышления, восприятия, деятельности и проблемы психологии этнических
отношений, экологии, обучения, воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие ре
зультаты исследований по другим психологопедагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социаль
ным и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
ő объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт TimesNewRoman, 14;
интервал 1,5);
ő библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный ре
сурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
ő рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере 1:1—
разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
ő обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые слова
на русском и английском языках;
ő статьяпринимаетсяв двухэкземплярах (распечаткаиэлектронныйвариант);
ő в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе (уче
ная степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный теле
фон, электронный адрес);
ő к статье прилагается рецензия специалиста;
ő редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
ő принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенно
му адресу редакции;
ő плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
ő в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотиви
рованный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
308
Стр.308
Московского психологосоциального университета
Издательство
Межкультурная коммуникация : хрестоматия / сост. С. К. Бондырева, Н. Н. Бушмари
на. — М. : Издательство Московского психологосоциального университета,
2017. — 552 с.
Содержание хрестоматии, включающее тексты из научных трудов, исследований, статей
российских и зарубежных авторов, раскрывает теоретические и методологические основы
межкультурной коммуникации, аспекты психологии межэтнических отношений, форми
рования межкультурной компетентности в пространстве образования и др.
Хрестоматия предназначена для студентов профессиональных образовательных органи
заций, организаций высшего профессионального образования, аспирантов, слушателей
дополнительного профессионального образования, специалистов в области педагогики,
психологии, социологии, культурологии, практических работников системы образования
и воспитания детей, воспитателей, школьных педагоговпсихологов, окажет помощь всем
заинтересованным читателям в раскрытии проблем по межкультурному взаимодействию в
современном мире.
Материалы хрестоматии могут быть использованы при преподавании учебных дисцип
лин «Основы межкультурной коммуникации», «Психология межэтнических отношений»,
«Педагогическая психология», «Психология воспитания», при подготовке спецкурсов по
психологии семейных отношений, психологии общения, возрастной психологии и др.
Психология воспитания : хрестоматия / сост. С. К. Бондырева, Н. Н. Бушмарина.—М. :
Издательство Московского психологосоциального университета, 2017. – 536 с.
Содержание хрестоматии, включающее тексты из научных трудов, исследований, статей
российских изарубежных классиков исовременных авторов, раскрывает методологические,
теоретические и практические аспекты психологии воспитания детей в семье, школе, осо
бенности нравственного, духовного, гендерного развития детей и окажет помощь всем заин
тересованным читателям в раскрытии проблем формирования личности ребенка.
Хрестоматия предназначена для студентов профессиональных образовательных органи
заций, организаций высшего профессионального образования, аспирантов, слушателей
дополнительного профессионального образования, специалистов в области педагогики,
психологии, социологии, культурологии, практических работников системы образования
и воспитания, школьных педагоговпсихологов.
Материалы хрестоматии могут быть использованы при преподавании учебных дисцип
лин «Психология», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Социальная
психология», при подготовке спецкурсов по психологии семейных отношений, психоло
гии общения, возрастной психологии и др.
Социализация личности : хрестоматия / сост. С. К. Бондырева, Н. Н. Бушмарина,
Н. И. Клименко, В. Х. Ахмедов,Н. А. Гущина,Е. В. Конькина.—М. : Издательст
во Московского психологосоциального университета, 2015. — 412 с.
Хрестоматия включает в себя тексты отечественных и зарубежных ученых, раскрываю
щие теоретические аспекты социализации личности, особенности ценностнонорматив
ной регуляции социального поведения, проблемы социального развития детей и социаль
ной адаптации человека на современном этапе.
Хрестоматия предназначена для студентов профессиональных образовательных органи
заций, организаций высшего профессионального образования, аспирантов, слушателей
Стр.310
дополнительного профессионального образования, специалистов в области педагогики,
психологии, социологии, культурологии, практических работников системы образования
и воспитания.
Представленные материалы могут быть использованы при преподавании учебных дис
циплин «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология личности»,
«Педагогическая психология», «Психология управления», при подготовке спецкурсов по
социологии образования, возрастной и социальной психологии.
Справки о наличии книг, об отправке заказов, о приеме заказов и заклю
чении договоров на поставку литературы по тел.: (495) 7969262, доб. 1301,
а также по электронной почте: publish@mpsu.ru
Библиотеки образовательных учреждений комплектуются на льготных
условиях.
Стр.311
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
119121, Москва, ул. Погодинская, 8, к. 405.
Тел.: (495) 2486976.
Email: luca15@yandex.ru
Мир психологии
2017, №4 (92)
Подписано в печать 18.12.2017. Формат 70ƀ100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 1 000 экз. Заказ № 0000
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.312