ЛАГЕРЁК ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методическое пособие НОВОСИБИРСК 2016 1 ББК 74.047.8я723 Л 141 Рецензенты: канд. пед. наук, доцент Е.В. Траулько педагог-психолог Е.Н. Морозова Лагерёк А.С. <...> Л 141 Теория и история дополнительного образования: учеб.метод. пособие / А.С. Лагерёк. <...> Работа подготовлена на кафедре специальной педагогики и утверждена Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического пособия ББК 74.047.8я723 ISBN 978-5-7782-2830-6 2 © Лагерёк А.С., 2016 © Новосибирский государственный технический университет, 2016 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. (ст. <...> 2) государственная политика в области дополнительного образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. <...> Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими осуществлялась внешкольная – образовательно-воспитательная работа, проводимая детскими культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. <...> Это была одна из наиболее активных форм организации досуга детей, их занятости, а также профилактики детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. <...> Внешкольная работа базировалась, как правило, на принципах добровольного участия, активности и самодеятельности детей с учетом их интересов, желаний и возможностей. <...> Современное дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. <...> Таким образом <...>
Теория_и_история_дополнительного_образования.pdf
ББК 74.047.8я723
Л 141
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Е.В. Траулько
педагог-психолог Е.Н. Морозова
Лагерёк А.С.
Л 141
Теория и история дополнительного образования: учеб.метод.
пособие / А.С. Лагерёк. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,
2016. – 32 с.
ISBN 978-5-7782-2830-6
Пособие адресовано студентам учреждений среднего профессионального
образования, обучающимся по специальности «Педагогика
дополнительного образования». В пособии раскрываются история дополнительного
образования детей в России, его особенности в условиях
развития современной системы образования. При изложении
теоретического материала учитываются познавательные возможности
студентов, имеющих нарушения здоровья различной этиологии. Для
закрепления изученного в пособии после каждой темы приводятся задания
для самоподготовки.
Работа подготовлена на кафедре специальной педагогики
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
ББК 74.047.8я723
ISBN 978-5-7782-2830-6
2
© Лагерёк А.С., 2016
© Новосибирский государственный
технический университет, 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 3
Тема 1. Формирование отечественной системы дополнительного
образования детей .................................................................................................. 5
1.1. Первые внешкольные учреждения в России ............................................... 5
1.2. Формирование системы внешкольных учреждений в 1920–1930-е гг. .... 7
1.3. Внешкольная работа в 1940–1980-е гг. ...................................................... 10
1.4. Трансформация сети внешкольных учреждений в систему
дополнительного образования детей .......................................................... 13
Задания для самоподготовки ................................................................................ 15
Тема 2. Особенности дополнительного образования детей
в условиях развития современной системы образования ............................ 17
2.1. Система дополнительного образования ..................................................... 17
2.2. Преимущества дополнительного образования детей ............................... 19
2.3. Компоненты системы дополнительного образования .............................. 20
2.4. Виды деятельности педагога дополнительного образования ................. 22
2.5. Принципы построения образовательного процесса в учреждениях
дополнительного образования детей .......................................................... 25
2.6. Модернизация дополнительного образования детей ............................... 25
Задания для самоподготовки ................................................................................ 29
Библиографический список .................................................................................. 30
31
Стр.31