Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Звучащее слово: заметки по теории и истории декламационного искусства (286,00 руб.)

0   0
Первый авторБранг Петер
АвторыСокольская М. , Бранг П.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц301
ID584737
АннотацияТема «устности» в этой книге рассматривается с самых разных сторон. За основу взят многогранный, междисциплинарный подход, совмещающий лингвистические и литературные аспекты с культурно-историческими и социальными. В первой части обсуждается вопрос преемственности «слуховой филологии» в России, прежде всего в основополагающих работах С.И. Бернштейна. Показана взаимосвязь теории стихового искусства с теорией декламации. Особое внимание уделено чтению Пушкина, Гоголя, Достоевского и Блока. В «Приложения» входят вопросы декламации в свете социолингвистики: исследуется внедрение художественного чтения в школьную систему России благодаря усилиям Боборыкина, Острогорского, Коровякова, Чернышева и других, а также указывается на значение международных связей в этом процессе. Дается описание культуры публичного и семейного чтения, показывается роль чтецов-декламаторов, прослеживается история понятий «декламация», «художественное» и «выразительное» чтение, «живое» и «звучащее» слово. Отдельная глава посвящена судьбам хорового чтения в России — «коллективной декламации». В последней главе представлены, в сравнительном аспекте, польские традиции «устности».
ISBN978-5-9551-0394-5
УДК808.54
ББК83.7
Бранг, П. Звучащее слово: заметки по теории и истории декламационного искусства / пер.: М. Сокольская, П. Бранг; П. Бранг .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 301 с. : ил. — Пер. с нем.; Вкл. после с. 128 .— ISBN 978-5-9551-0394-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/584737 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Звучащее_слово_заметки_по_теории_и_истории_декламационного_искусства.pdf
ПЕТЕР БРАНГ Заметки по теории и истории декламационного искусства в России Перевод с немецкого Марии Сокольской и Петера Бранга ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2010
Стр.4
 811.161.1  81.2-5  87  87    :        / .  . .   . . — .:   , 2010. — 288 . — (  . 128.) ISBN 978-5-9551-0394-5  «»        .    ,  ,       -  .       « »  ,      . . .        .     , ,   .  «»      :           , , ,   ,          .       ,   -,    «», «»  «» , «»  «» .         — « ».    ,   ,   «».  81.2-5      . .  .  (1914) Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0394-5 © . , 2010   ©   , 2010
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ...................................................................................................... 7 Звучащее слово. Заметки по теории и истории декламационного искусства в России .................................................17 I. Теория и исторический обзор .........................................................17 1. Вопросы декламации в современном литературоведении ........17 2. «Слуховая филология»и ее отзвуки в России — в исследованиях С. И. Бернштейна и других ................................…21 3. «Декламативный» и «недекламативный» тип поэта ...................28 4. Теория стихового искусства и теория декламации .....................35 5. Несколько актуальных научных задач ...........................................43 II. Поэты как чтецы ...............................................................................48 1. Предварительные замечания ............................................................48 2. Пушкин ...................................................................................................50 3. Гоголь ......................................................................................................58 4. Достоевский ..........................................................................................61 5. Блок .........................................................................................................68 Приложения ............................................................................................89 1. Западноевропейские декламаторы в России .................................89 2. Вопросы декламации в свете социолингвистики ......................102 2.1. Предварительные замечания по истории вопроса .........................................................................102 2.2. К истории преподавания декламации ................................104 2.3. Значение международных связей .........................................111 2.4. Декламационные традиции ...................................................114 2.5. Роль чтецов-декламаторов .....................................................116 2.6. Культура публичного и семейного художественного чтения ................................................................118
Стр.6
Оглавление 2.7. Воздействие и престиж хорошего чтения: оценка исполнения ..........................................................................121 2.8. Несколько замечаний об устной речи в политической, церковной и научной жизни, а также о сценической речи ...124 3. Антологии переводов — зеркала переводческой культуры: об особом случае сборников «Чтец-декламатор» ................................................................................129 4. Сочинял ли Пушкин вслух? ............................................................137 5. Бернштейн и его исследования по теории декламации (по поводу перевода на немецкий язык статьи «Звучащая художественная речь и ее изучение», 1926 г.) ............147 6. Пробудить дар речи в «стране безглагольных равнин». О публичном и частном исполнении поэзии и прозы в России ....................................................................................................160 7. О русской терминологии «звучащего слова». Термины «декламация», «художественное» и «выразительное чтение», а также «живое» и «звучащее слово» в аспекте истории понятий ....................................................................................186 8. «Коллективная декламация». К истории хорового чтения в России ....................................................................................................213 9. По ту сторону границы: декламация в Польше ..........................240 Избраннaя библиография ....................................................................260 Именной указатель ................................................................................273 Принятые сокращения .........................................................................287 • 6 •
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.