Пособие составлено для отработки навыков практической работы студентов с языковым материалом, закрепление знаний по орфографии и пунктуации, совершенствование навыков и умений правильного, обоснованного написания слов и постановки знаков препинания в предложении. <...> Цель данного пособия: – совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки и умения студентов-первокурсников; – совершенствовать навыки и умения в проведении орфографического и пунктуационного анализа; – совершенствовать навыки умения в построении алгоритмов написания той или иной орфограммы и постановки того или иного знака препинания. <...> Первое приложение представляет собой тексты с пропущенными орфограммами и знаками препинания; второе приложение предлагает студентам работу над определенными морфологическими и синтаксическими понятиями, которые помогут студентам лучше ориентироваться при изучения курсов «Русский язык и культура речи», «Практикум по культуре русской устной и письменной речи», «Теория и практика профессиональной коммуникации на русском языке». <...> Правописание гласных А) Безударные гласные, проверяемые ударением водб – вуды; наслаждение – сладкий; поглощать – глутка Упражнение 1. <...> Подберите проверочные слова. зап.вала водой зап.вала в хоре обб.жать вокруг дома ч.стота в доме пос.деть к старости прим.рять недругов сл.зать с дерева пол.скать бельё нак.лить щипцы прив.дение к общему знаменателю разв.вается ребенок укр.тить льва зак.лоть волосы скр.пя зубами ум.лять значение посв.тить фонарем об.жать маленьких ч.стота посещений пос.деть на скамейке прим.рять костюм сл.зать крем с торта пол.скать котенка нак.лоть дров увидеть прив.дение в замке разв.вается на ветру сокр.тить налоги зак.лять волю скр.пя сердце ум.лять о помощи посв.тить дружбе Упражнение 2. <...> Подберите проверочные слова. прив.зал верёвку л.гла на пол прин.сла продукты объ.снить тему выказать уд.вление исч.зать на рассвете оч.ровать родителей <...>
Практикум_по_орфографии_и_пунктуации_учебно-методическое_пособие._Направление_подготовки_05.03.02_–_География._Профили_подготовки_«Рекреационная_география_и_туризм»,_«Физическая_география_и_ландшафтоведение»._Бакалавриат.pdf
УДК 81.1 (075.8)
ББК 81.2Рус-9 я73
П 69
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. филол. наук, доцент О. Н. Громакова
доцент А. И. Темирболатова
(ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
филиал в с. Учкекен Карачаево-Черкесской республики)
П 69 Практикум по орфографии и пунктуации: учебно-методическое
пособие / авт.-сост.: О. И. Боева, Ф. Р. Одекова. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 133 с.
Пособие составлено для отработки навыков практической
работы студентов с языковым материалом, закрепление знаний по
орфографии и пунктуации, совершенствование навыков и умений
правильного, обоснованного написания слов и постановки знаков
препинания в предложении.
Предназначено для студентов 1 курса, обучающихся по направлению
подготовки 05.03.02 – География.
УДК81.1 (075.8)
ББК 81.2Рус-9 я73
Авторы-составители:
канд. пед. наук, доцент О. И. Боева,
канд. филол. наук, доцент Ф. Р. Одекова
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие «Практикум по орфографии и пунктуации» адресовано
студентам 1 курса направления подготовки 05.03.02 – География
и представляет собой сборник материалов, включающих в себя как
некоторые теоретические основы дисциплины, так и практические
задания и упражнения.
Цель данного пособия:
– совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
и умения студентов-первокурсников;
– совершенствовать навыки и умения в проведении орфографического
и пунктуационного анализа;
– совершенствовать навыки умения в построении алгоритмов
написания той или иной орфограммы и постановки того или иного
знака препинания.
В пособии представлен материал, который (как показали многолетние
наблюдения) вызывает у студентов наибольшие трудности в
усвоении. Теоретические вопросы в пособии даны в виде таблиц и
большого количества примеров; практика представлена упражнениями
и заданиями, которые помогут студентам отработать навыки
и умения применения теоретических знаний на практике.
В процессе работы с предложенным материалом у студентов
должны сформироваться следующие компетенции:
– способность к коммуникации в устной и письменной формах
на русском и иностранном языках для решения задач межличностного
и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
Но, на наш взгляд, в качестве компетенций можно предложить
еще и следующее:
– владение культурой мышления, способности к восприятию,
анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей
ее достижения;
– владение в полном объеме орфографическими и пунктуа-ционными
навыками при выражении своих мыслей в письменной
форме.
В результате освоения курса студенты-первокурсники должны:
– знать орфографические и пунктационные нормы русского
языка;
3
Стр.3
– уметь применять знание принципов русской орфографии и
пунктуации при решении практических задач;
– владеть навыками грамотного письма.
Кроме основного материала в учебно-методическом пособии
представлены два приложения, которые являются итоговыми для
работы студентов при подготовке их к зачету. Первое приложение
представляет собой тексты с пропущенными орфограммами и знаками
препинания; второе приложение предлагает студентам работу
над определенными морфологическими и синтаксическими понятиями,
которые помогут студентам лучше ориентироваться при
изучения курсов «Русский язык и культура речи», «Практикум по
культуре русской устной и письменной речи», «Теория и практика
профессиональной коммуникации на русском языке».
Условные обозначения
!!! – Обратить внимание, повторяем
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................3
Раздел 1. ОРФОГРАФИЯ
1. Правописание гласных......................................................................5
2. Правописание согласных................................................................13
3. Правописание приставок и орфограмм на стыке приставки
и корня............................................................................................................15
4. Правописание Ь................................................................................19
5. Правописание суффиксов и окончаний......................................20
6. Правописание частиц Не – Ни......................................................23
7. Н и НН в разных частях речи........................................................29
Раздел 2. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
8. Простое осложненное предложение. Пунктуация
в предложении, осложненном однородными
членами предложения.................................................................................40
9. Простое осложеннное предложение с обособленными
членами предложения................................................................................46
10. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом
и одиночным деепричастием....................................................................49
11. Вводные слова..................................................................................52
12. Сравнительный оборот. Уточняющие обстоятельства.
Обособление при союзе как......................................................................54
13. Тире между подлежащим и сказуемым.....................................59
14. Сложное предложение...................................................................62
15. Сложносочиненное предложение (ССП).................................62
16. Сложноподчиненное предложение (СПП)..............................69
17. Бессоюзное сложное предложение (БСП)................................75
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ....................................79
ЛИТЕРАТУРА........................................................................................81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................83
Приложение 2......................................................................................107
132
Стр.132