МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профили: «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)» Направление подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов Профиль «Организация и безопасность движения» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 159.9:62 (075.8) ББК 88.4 я73 И 62 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло, д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет») И 62 Инженерная психология: учебное пособие / авт.-сост. <...> Будущие инженеры должны быть готовы к изучению, усовершенствованию и проектированию человеческого труда, использующего технические устройства. <...> Инженерная психология вносит свой вклад в решение данной задачи. <...> Задачи: − изучение психологических феноменов в системе «человек – машина» и инженерно-психологических основ проектирования СЧМ; − усвоение психологических основ профессионализации инженера; − изучение индивидуальных особенностей функциональных состояний оператора и основ научной организации труда; − подготовка к управлению социально-психологическими процессами внутри производственного коллектива. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: • для академического бакалавриата по направлению 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, принятию организационноуправленческих <...>
Инженерная_психология_Учебное_пособие._Направление_подготовки_23.03.03_–_Эксплуатация_транспортно-технологических_машин_и_комплексов._Профили_«Автомобили_и_автомобильное_хозяйство»,_«Сервис_транспортн_titlebreak_изация_и_безопасность_движения»._Бакалавриат.pdf
УДК 159.9:62 (075.8)
ББК 88.4 я73
И 62
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский
университет»)
И 62 Инженерная психология: учебное пособие / авт.-сост.:
Е. А. Фомина, М. М. Арутюнян. –
Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2015. – 107 с.
Пособие представляет собой курс лекций и призвано способствовать
усвоению теоретических основ психологии, формированию устойчивого
интереса к психологическим аспектам профессиональной деятельности,
развитию познавательной активности и самостоятельности
студентов в процессе учебной деятельности; снабжено глоссарием и вопросами
для повторения каждой темы.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
подготовки: 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин
и комплексов, 23.03.01 – Технология транспортных процессов;
может быть использовано студентами других специальностей и направлений
подготовки университета, аспи-рантами и преподавателями вузов,
менеджерами, предпринимателями, психологами.
УДК 159.9:62 (075.8)
ББК 88.4 я73
Авторы-составители:
канд. пед. наук, доцент М. М. Арутюнян,
канд. психол. наук, доцент Е. А. Фомина
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение инженерной психологии является в настоящее время
актуальной задачей для работников технической сферы. Будущие
инженеры должны быть готовы к изучению, усовершенствованию
и проектированию человеческого труда, использующего технические
устройства. Инженерная психология вносит свой вклад в решение
данной задачи.
Цель освоения дисциплины заключается в формировании набора
общекультурных компетенций.
Задачи:
− изучение психологических феноменов в системе «человек –
машина» и инженерно-психологических основ проектирования СЧМ;
− усвоение психологических основ профессионализации инженера;
−
изучение индивидуальных особенностей функциональных
состояний оператора и основ научной организации труда;
− подготовка к управлению социально-психологическими
процессами внутри производственного коллектива.
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому
циклам ГСЭ. Ее освоение происходит на 1 курсе.
В процессе освоения дисциплины могут привлекаться данные,
изученные в курсе «Введение в специальность».
Содержание дисциплины «Инженерная психология» включает
сведения, которые могут быть использованы при изучении дисциплин
«Безопасность жизнедеятельности», а также при прохождении
производственной практики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
• для академического бакалавриата по направлению 23.03.03 –
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:
−
владение культурой мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации, принятию организационноуправленческих
решений в нестандартных ситуациях и готовность
нести за них ответственность (ОК-1);
− готовность к работе в коллективе и умение критически
оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-3);
3
Стр.3
− умение использовать нормативные правовые документы в
своей деятельности и стремление к саморазвитию, повышению
своей квалификации и мастерства (ОК-4);
− осознание социальной значимости будущей профессии,
высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
и умение использовать основные положения и методы социальных,
гуманитарных и экономических наук при решении социальных
и профессиональных задач, способность анализировать
социально значимые проблемы и процессы (ОК-5);
• для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.03 –
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:
−
способность использовать основы философских знаний для
формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
− способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
• для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.01 –
Технология транспортных процессов:
− способность к коммуникации в устной и письменной формах
на русском и иностранном языках для решения задач межличностного
и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
− способность работать в коллективе, толерантно воспринимая
социальные, этнические, конфессиональные и культурные
различия (ОК-6);
− способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
В результате изучения дисциплины «Инженерная психология»
студенты направления 23.03.03 – Эксплуатация транспортнотехнологических
машин и комплексов должны
знать: научные основы изучения психических процессов оператора
СЧМ; психологические аспекты процессов информационного
взаимодействия в СЧМ; динамические процессы в профессиональном
коллективе, психологические основы принятия управленческих
решений в группе; этапы профессионального развития
инженерных специалистов; приемы самообразования; социальную
значимость своей будущей профессии;
уметь: применять приемы обобщения, анализа и синтеза
в процессе изучения психологических аспектов инженерной деятельности
и принятии решений; критически оценивать свои досто4
Стр.4
инства и недостатки в контексте инженерной деятельности; формулировать
задачи профессионального роста, самообразования и
саморазвития; использовать основные положения и методы психологической
науки при анализе процесса эксплуатации СЧМ и поддержания
работоспособности оператора;
владеть: культурой мышления; приемами взаимодействия
в профессиональном коллективе; приемами анализа траектории
профессионального развития; обладает высокой мотивацией к выполнению
профессиональной деятельности, способен анализировать
социально значимые проблемы и процессы в сфере инженерной
деятельности.
Студенты направления 23.03.01 – Технология транспортных
процессов должны
знать: психологические аспекты процессов информационного
взаимодействия в СЧМ; психологические основы устной и письменной
коммуникации в ходе межличностного взаимодействия
в группе; этапы профессионального развития инженерных специалистов;
уметь:
применять приемы самообразования в процессе изучения
психологических аспектов инженерной деятельности; использовать
основные положения и методы психологической науки при
анализе процесса эксплуатации СЧМ и поддержания работоспособности
оператора;
владеть: приемами взаимодействия в профессиональном коллективе
с учетом социальных, этнических, конфессиональных и
культурных различий; приемами самоорганизации в ходе освоения
профессиональной деятельности.
Объем изучаемого материала определяется рабочей программой
по дисциплине «Инженерная психология» и учебным планом.
В процессе изучения дисциплины студент может использовать
рабочую программу, методическое пособие для студентов по организации
самостоятельной работы, методические указания по
выполнению практических работ.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………. 3
I. Система «человек − машина» и ее инженернопсихологические
характеристики……………………………… 6
1.Методологические основы инженерной психологии…........ 6
2.Система «человек − машина» и показатели ее качества………. 18
3.Деятельность оператора в системе «человек − машина»……… 26
4. Проектирование, создание и оценка систем «человек –
машина»…………………………………………………………. 38
II.Психологические аспекты деятельности человека в СЧМ……. 50
5. Психологическая характеристика работоспособности
оператора………………………………………………………… 50
6. Деятельность оператора в особых и экстремальных
условиях…………………………………………………………. 64
7. Психологическая характеристика безопасности труда
оператора………………………………………………………… 74
III.Психологические аспекты профессионального развития……. 82
8. Социально-психологические аспекты взаимодействия
в группе операторов…………………………………………….. 82
9. Психология профессионального развития…………………. 91
Литература……………………………………………………… 102
Глоссарий………………………………………………………. 103
106
Стр.106