Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Инженерная психология : учебное пособие. Направление подготовки 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профили: «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)». Направление подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов. Профиль «Организация и безопасность движения». Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыФомина Е. А., Арутюнян М. М.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц107
ID578776
АннотацияПособие представляет собой курс лекций и призвано способствовать усвоению теоретических основ психологии, формированию устойчивого интереса к психологическим аспектам профессиональной деятельности, развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе учебной деятельности, снабжено глоссарием и вопросами для повторения каждой темы. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23.03.01 – Технология транспортных процессов, может быть использовано студентами других специальностей и направлений подготовки университета, аспирантами и преподавателями вузов, менеджерами, предпринимателями, психологами
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23.03.01 – Технология транспортных процессов, может быть использовано студентами других специальностей и направлений подготовки университета, аспирантами и преподавателями вузов, менеджерами, предпринимателями, психологами
УДК159.9:62
ББК88.4
Инженерная психология : учебное пособие. Направление подготовки 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профили: «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)». Направление подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов. Профиль «Организация и безопасность движения». Бакалавриат / Е. А. Фомина, М. М. Арутюнян .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 107 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578776 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профили: «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)» Направление подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов Профиль «Организация и безопасность движения» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 159.9:62 (075.8) ББК 88.4 я73 И 62 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло, д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет») И 62 Инженерная психология: учебное пособие / авт.-сост. <...> Будущие инженеры должны быть готовы к изучению, усовершенствованию и проектированию человеческого труда, использующего технические устройства. <...> Инженерная психология вносит свой вклад в решение данной задачи. <...> Задачи: − изучение психологических феноменов в системе «человек – машина» и инженерно-психологических основ проектирования СЧМ; − усвоение психологических основ профессионализации инженера; − изучение индивидуальных особенностей функциональных состояний оператора и основ научной организации труда; − подготовка к управлению социально-психологическими процессами внутри производственного коллектива. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: • для академического бакалавриата по направлению 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, принятию организационноуправленческих <...>
Инженерная_психология_Учебное_пособие._Направление_подготовки_23.03.03_–_Эксплуатация_транспортно-технологических_машин_и_комплексов._Профили_«Автомобили_и_автомобильное_хозяйство»,_«Сервис_транспортн_titlebreak_изация_и_безопасность_движения»._Бакалавриат.pdf
УДК 159.9:62 (075.8) ББК 88.4 я73 И 62 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло, д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет») И 62 Инженерная психология: учебное пособие / авт.-сост.: Е. А. Фомина, М. М. Арутюнян. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 107 с. Пособие представляет собой курс лекций и призвано способствовать усвоению теоретических основ психологии, формированию устойчивого интереса к психологическим аспектам профессиональной деятельности, развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе учебной деятельности; снабжено глоссарием и вопросами для повторения каждой темы. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23.03.01 – Технология транспортных процессов; может быть использовано студентами других специальностей и направлений подготовки университета, аспи-рантами и преподавателями вузов, менеджерами, предпринимателями, психологами. УДК 159.9:62 (075.8) ББК 88.4 я73 Авторы-составители: канд. пед. наук, доцент М. М. Арутюнян, канд. психол. наук, доцент Е. А. Фомина © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение инженерной психологии является в настоящее время актуальной задачей для работников технической сферы. Будущие инженеры должны быть готовы к изучению, усовершенствованию и проектированию человеческого труда, использующего технические устройства. Инженерная психология вносит свой вклад в решение данной задачи. Цель освоения дисциплины заключается в формировании набора общекультурных компетенций. Задачи: − изучение психологических феноменов в системе «человек – машина» и инженерно-психологических основ проектирования СЧМ; − усвоение психологических основ профессионализации инженера; − изучение индивидуальных особенностей функциональных состояний оператора и основ научной организации труда; − подготовка к управлению социально-психологическими процессами внутри производственного коллектива. Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклам ГСЭ. Ее освоение происходит на 1 курсе. В процессе освоения дисциплины могут привлекаться данные, изученные в курсе «Введение в специальность». Содержание дисциплины «Инженерная психология» включает сведения, которые могут быть использованы при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», а также при прохождении производственной практики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: • для академического бакалавриата по направлению 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, принятию организационноуправленческих решений в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-1); − готовность к работе в коллективе и умение критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-3); 3
Стр.3
− умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности и стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-4); − осознание социальной значимости будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности и умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5); • для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.03 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: − способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); − способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); • для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.01 – Технология транспортных процессов: − способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); − способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); − способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). В результате изучения дисциплины «Инженерная психология» студенты направления 23.03.03 – Эксплуатация транспортнотехнологических машин и комплексов должны знать: научные основы изучения психических процессов оператора СЧМ; психологические аспекты процессов информационного взаимодействия в СЧМ; динамические процессы в профессиональном коллективе, психологические основы принятия управленческих решений в группе; этапы профессионального развития инженерных специалистов; приемы самообразования; социальную значимость своей будущей профессии; уметь: применять приемы обобщения, анализа и синтеза в процессе изучения психологических аспектов инженерной деятельности и принятии решений; критически оценивать свои досто4
Стр.4
инства и недостатки в контексте инженерной деятельности; формулировать задачи профессионального роста, самообразования и саморазвития; использовать основные положения и методы психологической науки при анализе процесса эксплуатации СЧМ и поддержания работоспособности оператора; владеть: культурой мышления; приемами взаимодействия в профессиональном коллективе; приемами анализа траектории профессионального развития; обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы в сфере инженерной деятельности. Студенты направления 23.03.01 – Технология транспортных процессов должны знать: психологические аспекты процессов информационного взаимодействия в СЧМ; психологические основы устной и письменной коммуникации в ходе межличностного взаимодействия в группе; этапы профессионального развития инженерных специалистов; уметь: применять приемы самообразования в процессе изучения психологических аспектов инженерной деятельности; использовать основные положения и методы психологической науки при анализе процесса эксплуатации СЧМ и поддержания работоспособности оператора; владеть: приемами взаимодействия в профессиональном коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; приемами самоорганизации в ходе освоения профессиональной деятельности. Объем изучаемого материала определяется рабочей программой по дисциплине «Инженерная психология» и учебным планом. В процессе изучения дисциплины студент может использовать рабочую программу, методическое пособие для студентов по организации самостоятельной работы, методические указания по выполнению практических работ. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………………. 3 I. Система «человек − машина» и ее инженернопсихологические характеристики……………………………… 6 1.Методологические основы инженерной психологии…........ 6 2.Система «человек − машина» и показатели ее качества………. 18 3.Деятельность оператора в системе «человек − машина»……… 26 4. Проектирование, создание и оценка систем «человек – машина»…………………………………………………………. 38 II.Психологические аспекты деятельности человека в СЧМ……. 50 5. Психологическая характеристика работоспособности оператора………………………………………………………… 50 6. Деятельность оператора в особых и экстремальных условиях…………………………………………………………. 64 7. Психологическая характеристика безопасности труда оператора………………………………………………………… 74 III.Психологические аспекты профессионального развития……. 82 8. Социально-психологические аспекты взаимодействия в группе операторов…………………………………………….. 82 9. Психология профессионального развития…………………. 91 Литература……………………………………………………… 102 Глоссарий………………………………………………………. 103 106
Стр.106