Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Инновации в педагогической и культурно-просветительской деятельности на Европейском Севере Сборник статей Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК 378(470.1/. <...> 2)(05) ББК 74+74.5+74.58я43 И665 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель, ответственный редактор – А.В. Борчук Рецензент – доцент, кандидат педагогических наук А.С. Михашина Инновации в педагогической и культурно-просветительИ665 ской деятельности на Европейском Севере / сост., отв. ред. <...> К вопросу организации профессиональной медицинской подготовки в Архангельской губернии во второй половине XIX – начале XX века . <...> Направления подготовки и переподготовки учителя математики для работы с одаренными детьми . <...> Формирование этнокультурной компетентности у будущих бакалавров образования . <...> Методические компетенции в подготовке учителя биологии . <...> Маракушина И.Г. Развитие педагогической гибкости как условие подготовки будущих педагогов к реализации инновационной деятельности . <...> Оптимизация процесса обучения иноязычной лексике в профессионально-ориентированном контексте . <...> Балльные системы оценивания учебных достижений: анализ и интерпретация . <...> Самостоятельность мышления как индикатор интеллектуального потенциала студента в социальном образовании . <...> Семейный дистанционный курс – инновационная форма дистанционного обучения . <...> 1755 г.», «Записка о необходимости преобразования Академии наук 1758–1759», «План регламента, проект штата, перечень привилегий и программа инаугурации академического университета. <...> Анализируя положение дел в Академическом университете и стремясь обеспечить страну молодыми русскими учеными, М.В. Ломоносов пришел <...>
Инновации_в_педагогической_и_культурно-просветительской_деятельности_на_Европейском_Севере.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Инновации в педагогической
и культурно-просветительской
деятельности на Европейском Севере
Сборник статей
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 378(470.1/.2)(05)
ББК 74+74.5+74.58я43
И665
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составитель, ответственный редактор – А.В. Борчук
Рецензент – доцент, кандидат педагогических наук А.С. Михашина
Инновации в педагогической и культурно-просветительИ665
ской
деятельности на Европейском Севере / сост., отв. ред.
А.В. Борчук; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск, 2014. – 282 с.
ISBN 978-5-261-00936-8
В сборнике представлены научные и практические материалы по
истории становления и развития педагогики высшей школы и образования
на Европейском Севере, по инновациям в процессе обучения и
культурно-просветительской деятельности. Рассматриваются вопросы
совершенствования подготовки бакалавров и магистров в соответствии
с новыми образовательными стандартами.
Для педагогов, психологов, преподавателей вузов.
УДК 378(470.1/.2)(05)
ББК 74+74.5+74.58я43
ISBN 978-5-261-00936-8
© Борчук А.В., составление,
2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Содержание
Вопросы истории образования
Буторина Т.С. Становление педагогики высшей школы в России и
М.В. Ломоносов ...................................................................................
Демченко З.А. Педагогическая, общественная и организаторская деятельность
профессора Б.Л. Розинга ...................................................
Силин А.В. Изучение проблем, характера и направленности образования
в русской педагогике второй половины XIX – начала XX
века (на примере философско-гуманистического направления) ....
Мосягина С.Ю. Организация учебно-воспитательного процесса в
учительских семинариях Европейского Севера России в конце
XIX – начале XX века .........................................................................
Сковородкина И.З. Моделирование этнической школы в отечественной
педагогике и образовании в 1990-х годах – начале ХХI века .....
Заозерская С.В. К вопросу организации профессиональной медицинской
подготовки в Архангельской губернии во второй половине
XIX – начале XX века ....................................................................
Проблемы формирования компетенций
Фефилова E.Ф. Направления подготовки и переподготовки учителя
математики для работы с одаренными детьми ................................
Бекетова Е.Н. Реализация идей устойчивого развития в образовательном
процессе как педагогическая инновация ...........................
Смирнова Т.Ю. Культурологический подход к отбору содержания
языкового педагогического образования ...........................................
Орлова Л.В. Инновационный характер учебной дисциплины «Сравнительная
педагогика» ........................................................................
Коваль С.А. Формирование компетенций будущего специалиста и
образовательные технологии ..............................................................
Щекина С.С. Формирование этнокультурной компетентности у будущих
бакалавров образования .............................................................
Бирюкова Л.М. Формы организации учебного процесса (на примере
дистанционной поддержки учебного курса) ....................................
Копейкина Т.Е. Педагогические технологии как средство активизации
творческого мышления студентов ..............................................
Копылова М.Б. Методические компетенции в подготовке учителя
биологии ...............................................................................................
Образовательные технологии
Щекина С.С. Методика работы с понятиями в процессе изучения педагогических
дисциплин ....................................................................
Панфилова И.П. Учебная дискуссия в технологии обучения педагогике
3
98
110
44
53
61
67
70
77
84
88
91
6
18
22
29
36
39
Стр.3
Найденова И.Н. Проблема дидактического обеспечения формирования
языковой компетентности у студентов университета в условиях
стандартов третьего поколения .................................................
Неверович Г.А. Диалогизация филологического образования в процессе
подготовки учителя начальных классов .................................
Квашнина Л.Н. Лекция в структуре личностного знания ....................
Образцова О.Ю. Дидактические возможности лекции-визуализации
Томилова М.И. Использование интерактивных методов обучения на
практических занятиях по педагогике ...............................................
Дресвянина А.В. Активизация деятельности студентов в процессе изучения
тем гендерной проблематики ................................................
Емельянова Т.В., Неверович Г.А. «Слово на пользу…» Б.В. Шергина
для тех, кто готовится работать с детьми ..........................................
Маракушина И.Г. Развитие педагогической гибкости как условие
подготовки будущих педагогов к реализации инновационной деятельности
............................................................................................
Вепрева Т.Б. Оптимизация процесса обучения иноязычной лексике в
профессионально-ориентированном контексте ...............................
Титаренко Н.С. Развитие вариативности как общей творческой способности
у младших школьников ......................................................
Малик Л.С. Принципы и методы технологии педагогического сопровождения
детей-сирот в России .........................................................
Проблемы качества обучения и воспитания
Ширшов Е.В. Технологические основы информационно-образовательной
диагностики в учебном процессе вуза ................................
Чернова Н.В. Сотрудничество преподавателя и студентов: Отношения
и формы оценки и самооценки в профессиональном педагогическом
образовании .....................................................................
Чернова Н.В. Балльные системы оценивания учебных достижений:
анализ и интерпретация ......................................................................
Аверкиева Г.В. Защита учебного проекта «Научно-педагогический
альманах» как форма итогового контроля ........................................
Буторина А.Н. К постановке проблемы анализа качества деятельности
социального педагога ...................................................................
Самостоятельная
и научно-исследовательская работа студента
Голоухова Г.Н. Научно-исследовательская работа студентов как направление
инновационной деятельности в системе подготовки
кадров ...................................................................................................
Борчук А.В., Шишкина Г.П. Самостоятельная работа студента как
средство формирования профессиональных компетенций .............
Бирюкова Л.М. Самостоятельная творческая деятельность студентов
магистратуры с использованием сервисов Web 2.0 .........................
4
194
198
204
170
174
180
184
191
116
121
125
129
133
135
141
150
154
158
163
Стр.4
Цихончик Н.В. Самостоятельность мышления как индикатор интеллектуального
потенциала студента в социальном образовании .....
Образцова О.Ю. Олимпиада по педагогике в вузе: проблемы содержания
и организации ...........................................................................
Ермолин Б.В. Научно-исследовательская работа студентов в кружке
«Охрана природы». .............................................................................
Овчинникова Н.П. Роль педагогической практики в профессиональной
подготовке студентов-историков ................................................
Царькова А.В., Чернова Н.В. Подходы к организации исследовательской
деятельности школьников по истории родного края ...............
Партнерство и сотрудничество
в образовательном пространстве
Суриков Ю.Н. Возможности взаимодействия социальных институтов
в социокультурном пространстве региона ........................................
Сковородкин А.В. Анализ теоретических и практических подходов к
организации внеучебной и досуговой деятельности детей и молодежи
.....................................................................................................
Соловьева Т.А. Музей – пространство межкультурной коммуникации
и воспитания ........................................................................................
Суриков Ю.Н. Музейная педагогика: понятие и направления развития
.........................................................................................................
Булыгина Т.Б. Концепции и технологии группового обучения родителей
........................................................................................................
Бирюкова Л.М., Валасина А.В. Семейный дистанционный курс – инновационная
форма дистанционного обучения ................................
Дресвянина А.В. Гендерное образование и гендерная медицина..........
Поляшова Н.В. Феноменология здоровьесберегающего образовательного
процесса ...............................................................................
Беляева Р.И. Информированность о специфике медицинского страхования
как культурная составляющая качества жизни населения
Архангельской области .......................................................................
Сведения об авторах .................................................................................
234
238
247
252
254
260
264
268
273
278
209
216
221
225
229
5
Стр.5