Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием кафедр психологии и педагогики начального образования и социальной педагогики (Архангельск, 25 апреля 2013 г.) Выпуск 6 Часть 2 Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК 373.3(063) ББК 74.20я431 П863 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Составитель – Г.Н. Голоухова Ответственный редактор – Н.М. Ползунова П863 Психология и современный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием кафедр психологии и педагогики начального образования и социальной педагоги ки (Архангельск, 25 апреля 2013 г.). <...> ISBN 978-5-261-00961-0 В сборнике представлены результаты научных исследований студентов и аспирантов кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова, принявших участие в очной и заочной форме в международной конференции «Психология и современный мир». <...> Конференция проходила в рамках Месяца молодежной науки Северного (Арктического) федерального университета и состоялась 25 апреля 2013 г. Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, практических психологов, социальных педагогов, сотрудников научно-исследовательских учреждений. <...> Издание сборника материалов Ломоносовских чтений студентов, аспирантов и молодых ученых кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики совместно с кафедрой психологии – продолжение традиций «первые шаги в науке», что позволяет в более широком аспекте представлять результаты <...>
Психология_и_современный_мир_материалы_Всероссийской_научно-практической_конференции_с_международным_участием_кафедр_психологии_и_педагогики_начального_образования_и_социальной_педагогики_(Архангельск,_25_апреля_2013_г.)._Вып.6._Ч.2.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
ПСИХОЛОГИЯ
И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием кафедр психологии
и педагогики начального образования и социальной педагогики
(Архангельск, 25 апреля 2013 г.)
Выпуск 6
Часть 2
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК 373.3(063)
ББК 74.20я431
П863
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составитель – Г.Н. Голоухова
Ответственный редактор – Н.М. Ползунова
П863
Психология и современный мир: материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием
кафедр психологии и педагогики начального образования и социальной
педагоги ки (Архангельск, 25 апреля 2013 г.). – Вып. 6, ч. 2 /
сост. Г.Н. Голоухова, отв. ред. Н.М. Ползунова; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Ар хангельск: ИД САФУ, 2014. –
142 с.
ISBN 978-5-261-00961-0
В сборнике представлены результаты научных исследований студентов
и аспирантов кафедры педагогики начального образования и
социальной педагогики Института педагогики и психологии САФУ
имени М.В. Ломоносова, принявших участие в очной и заочной форме
в международной конференции «Психология и современный
мир». Конференция проходила в рамках Месяца молодежной науки
Северного (Арктического) федерального университета и состоялась
25 апреля 2013 г.
Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов
вузов, практических психологов, социальных педагогов, сотрудников
научно-исследовательских учреждений.
УДК 373.3(063)
ББК 74.20я431
ISBN 978-5-261-00961-0 (ч. 2)
ISBN 978-5-261-00960-3
© Голоухова Г.Н., составление, 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед вами шестой выпуск сборника статей аспирантов, молодых
ученых и студентов «Психология и современный мир». Это
второй сборник, который издается Институтом педагогики и психологии
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова. Издание сборника материалов Ломоносовских
чтений студентов, аспирантов и молодых ученых кафедры
педагогики начального образования и социальной педагогики
совместно с кафедрой психологии – продолжение традиций «первые
шаги в науке», что позволяет в более широком аспекте представлять
результаты психолого-педагогических и социально-педагогических
исследований, проводимых студентами, аспирантами,
магистрантами в учебной и внеучебной деятельности.
Для обсуждения на конференцию «Психология и современный
мир» были вынесены актуальные вопросы теоретических и
практических проблем психолого-педагогического сопровождения
детства, социально-педагогического сопровождения детей и
подростков в образовательном процессе. Традиции, преемственность
и новаторство в решении первых научных проблем, в постановке
первых гипотез, в первых крупицах научного опыта, все
это отражает представленный сборник. Научные руководители
сопровождают процесс вхождения студентов в науку, как бы присутствуют
рядом. Большинство студенческих работ – это самостоятельная
работа и, соответственно, большая ответственность.
Особенностью этого сборника также является, что наряду с аспирантами,
студентами старших курсов появляются работы бакалавров
и магистрантов. Вы открываете новую страницу истории
студенческой науки уже в Северном (Арктическом) федеральном
университете. Успехов, настойчивости и ответственности вам на
этом пути в науку!
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТСТВА
Рыжкова А.А. Психологический климат в коллективе младших
школьников .........................................................................................................
Петрова И.В. Мониторинг использования педагогом информационно-коммуникативных
технологий в работе с родителями дошкольников
.........................................................................................................
Петрова А.В. К постановке проблемы формирования профессиональной
компетентности молодого педагога в дошкольном образовательном
учреждении ................................................................................
Мороз С.Р. Формирование у студентов вузов профессиональных
педагогических ценностей .............................................................................
Антушева С.Н. Социальная адаптация воспитанников кадетских
школ-интернатов .....................................................................................
Ерёмина Е.И. Развитие эмоциональной сферы при подготовке
дошкольников к школе ....................................................................................
Качура О.Е. Проблема взаимоотношений одаренных дошкольников
со сверстниками, родителями и педагогами ................................
Воронова А.П. Мониторинг психологических условий школьной
образовательной среды ....................................................................................
Яшенева А.А. К проблеме психолого-педагогического сопровождения
как условия успешной профессиональной адаптации молодых педагогов
..............................................................................................................................
Шелашская Ю.В. Психолого-педагогические условия социализации
старших подростков в гимназии ......................................................
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Митаева В.В., Григорьев Д.В. Использование кейс-метода в социально-педагогической
практике ..............................................................
Сорока Е.С. Помощь младшим школьникам, воспитывающимся
в детском доме, в преодолении трудностей в обучении ........................
Фатьянова К.А. «Сказочная процедурная» как пример социально-педагогического
проектирования ..........................................................
139
36
39
42
4
7
10
11
15
18
20
24
29
32
3
Стр.139
Агаева Н.Я. Взгляд студента на технологию «культурного
шока» (инновации в перевоспитании трудных подростков в Германии)
........................................................................................................................
Данилова А.Б. Формы стимулирования личностного роста подростка
в учреждении дополнительного образования детей .................
Ершова М.А. К вопросу онлайновой активности младших подростков
с различной академической успеваемостью ..............................
Небелюк М.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального
самоопределения подростков в учреждениях дополнительного
образования ..........................................................................
Штукарь И.В. Опыт профилактики кризисных ситуаций в работе
с подростками ................................................................................................
Силина О.В. Проблемы воспитания детей в неполных семьях ......
Рубан А.А. Социально-педагогическая поддержка детей во взаимодействии
со сверстниками в условиях социального центра .........
Меньшикова К.Н. Роль социального педагога в решении проблем
адаптации пятиклассников .............................................................................
Носникова Е.А. Мотивация выбора педагогической профессии ...
Киселёва Е.А. Межличностные отношения студентов как фактор
формирования коммуникативной компетенции будущего социального
педагога ......................................................................................................
Едакина А.Б. Социокультурные факторы социализации в условиях
сельского поселения ...............................................................................
Самойлова С.В. Реализация принципа гуманизма в социальнопедагогической
деятельности по построению отношений подростка
с социальным окружением .............................................................................
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Колбасина П.Б. Развитие речевых умений у младших школьников
в процессе формирования письменной речи ......................................
Кузьмина Д.Г. Психологические аспекты формирования письменной
речи у детей младшего школьного возраста ..............................
Крузе Я.В. Особенности методики обучения младших школьников
по решению текстовых задач ..................................................................
Томилова Е.С. Психологические основы формирования у младших
школьников речевых действий, служащих коммуникации ........
Вакурина Л.В. Психологические основы формирования лексических
умений у младших школьников на материале тематической
группы слов, выражающих эмоциональное состояние человека ........
Третьякова С.Е. Особенности формирования у младших школьников
алгебраических понятий .....................................................................
140
91
93
96
101
106
112
45
48
50
53
58
62
64
69
73
78
81
85
Стр.140
Аллердингс С.В. Развитие у младших школьников познавательных
универсальных учебных действий в процессе решения текстовых
задач на сложение и вычитание ............................................................
Артёмова Л.С. Метод проектов как способ организации исследовательской
деятельности младших школьников при обучении
математике ...........................................................................................................
Вокуева О.В. Психологические основы формирования у младших
школьников познавательных универсальных учебных действий
в процессе овладения навыками вычислений ..............................
Сведения об авторах и научных руководителях ..........................
118
123
128
135
141
Стр.141