Историософские и методологические проблемы исторического исследования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Историософские и методологические проблемы исторического исследования Материалы междисциплинарного историософско-методологического семинара памяти профессора В.И. Коротаева (Архангельск, 19–20 ноября 2015 г.) Архангельск САФУ 2016 УДК 314.1(09)(470.1/2)+94(470.1/2); 316.4.05 ББК 60.7г+63.3(235.1)5 И903 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Редакционная коллегия: М.Н. Супрун (председатель); Г.А. Кондратова (составитель); Т.С. Минаева (отв. редактор); А.Г. Деменев Историософские и методологические проблемы исторического И903 исследования: материалы междисциплинарного историософскометодологического семинара памяти профессора В.И. Коротаева / сост. <...> ISBN 978-5-261-01156-9 Cборник содержит материалы междисциплинарного историософско-методологического семинара, посвященного памяти профессора В.И. Коротаева, и проходившего в рамках XLIV Международных Ломоносовских чтений в Северном (Арктическом) федеральном университете в 2015 г. Для студентов и преподавателей вузов, широкого круга интересующихся теорией и методологией исторической науки, философией, культурологией, генеалогией, методикой преподавания истории и других дисциплин обществоведческого профиля. <...> М.В. Ломоносова, 2016 Владимир Иванович Коротаев (1940–2014) Предисловие Предлагаемый сборник материалов является результатом работы первого междисциплинарного историософско-методологического семинара, проведенного совместно кафедрой отечественной истории и кафедрой философии и социологии Института социально-гуманитарных и политологических наук Северного (Арктического) федерального университета им. <...> Семинар <...>
Историософские_и_методологические_проблемы_исторического_исследования.pdf
Историософские
и методологические проблемы
исторического исследования
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Историософские и методологические
проблемы исторического исследования
Материалы
междисциплинарного историософско-методологического
семинара памяти профессора В.И. Коротаева
(Архангельск, 19–20 ноября 2015 г.)
Архангельск
САФУ
2016
Стр.3
УДК 314.1(09)(470.1/2)+94(470.1/2); 316.4.05
ББК 60.7г+63.3(235.1)5
И903
Рекомендовано к изданию научно-техническим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Редакционная коллегия: М.Н. Супрун (председатель);
Г.А. Кондратова (составитель); Т.С. Минаева (отв. редактор);
А.Г. Деменев
Историософские и методологические проблемы исторического
И903 исследования: материалы междисциплинарного историософскометодологического
семинара памяти профессора В.И. Коротаева /
сост. Г.А. Кондратова; отв. ред. Т.С. Минаева; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 128 с.
ISBN 978-5-261-01156-9
Cборник содержит материалы междисциплинарного историософско-методологического
семинара, посвященного памяти профессора
В.И. Коротаева, и проходившего в рамках XLIV Международных Ломоносовских
чтений в Северном (Арктическом) федеральном университете
в 2015 г.
Для студентов и преподавателей вузов, широкого круга интересующихся
теорией и методологией исторической науки, философией,
культурологией, генеалогией, методикой преподавания истории и
других дисциплин обществоведческого профиля.
УДК 314.1(09)(470.1/2)+94(470.1/2); 316.4.05
ББК 60.7г+63.3(235.1)5
ISBN 978-5-261-01156-9
© Кондратова Г.А., вступительная
статья, 2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
Стр.4
содержание
Предисловие .............................................................................................
Кондратова Г.А. Цельная жизнь Владимира Коротаева ....................
Раздел I. Историософское осмысление проблем духовного,
культурного, политического и социально-экономического
развития российской цивилизации в философской
и исторической литературе
Деменев А.Г. Историософичность как особенность отечественной
философской культуры .....................................................................
Матушанская Ю.Г. Библейские корни исторического мировоззрения
Нового времени ...........................................................................
Котляр Ю.В. Сакральная история в системе научных знаний ..........
Нагорнов Е.А. Генеалогический метод в исторической интерпретации
религии ........................................................................................
Матонин В.Н. Закон социального иллюзионизма Питирима Сорокина:
ретроспектива и перспектива ................................................
Димитричева О.И. Истоки русской интеллигенции ...........................
Зубкевич Л.А. Характеристика системы мирового этнокультурного
многообразия конца XX и начала XXI века ...................................
Колчигин С.Ю. Россия в метаисторическом измерении......................
Лисевицкий А.В. Концепция «конца истории» в политической философии
Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и Ф.М. Достоевского ......
Чувашова Н.И., Шапаров А.Е. Теоретико-методологические основы
исследования социального конфликта ............................................
Блосфельд Е.Г. Социальная революция как философско-историческая
проблема .....................................................................................
Медведев А.В. Диалектический метод в освещении отечественной
истории XX века ................................................................................
Чуракова О.В. История эмоций – новое исследовательское направление
в историко-культурной антропологии .................................
Храпунов Н.И., Конкин Д.В. Некоторые актуальные проблемы изучения
истории Крыма ......................................................................
Ильчук Д.И. Историческая персонология: Этапы становления и ресурсы
для исследования биографий женщин – политических ссыльных
.......................................................................................................
127
9
15
19
24
30
34
40
45
50
56
62
68
75
80
88
4
5
Стр.129
Раздел II. методологические аспекты преподавания
обществоведческих дисциплин в системе среднего и высшего
образования Российской федерации
Грехов А.В., Грехова Н.Н. Метод периодизации в преподавании отечественной
истории ...........................................................................
94
Нагорных О.С., Беленко Е.Ю. Воспитательная функция исторического
источника (на перимере анализа учащимися исторического
текста) ............................................................................................. 100
Ахметзянов Л.М., Грачёва Г.В. Историософия в формировании духовно-нравственных
ценностей у студентов ................................. 104
Чернова О.В. Использование песен в преподавании обществоведческих
дисциплин .................................................................................. 108
Овчинникова Н.П. Представления о ценностях у студентов и старшеклассников
г. Архангельска ......................................................... 114
Блохин В.И. Проблемы и перспективы дистанционного образования 120
Сведения об авторах ............................................................................... 125
Стр.130