Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВольская О. В.
АвторыНехорошкова А. Н., Ляпина И. С., Стафеева Е. В., Толстикова О. Н.
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц112
ID553937
АннотацияВ пособии раскрыто содержание курса «Основы специальной педагогики и психологии». Предложено примерное тематическое планирование, планы лекционных, практических и лабораторных занятий, список рекомендуемой литературы к темам, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, темы контрольных работ, вопросы к экзамену.
Кому рекомендованоДля студентов недефектологических специальностей педагогических университетов и институтов
ISBN978-5-261-00884-2
Вольская, О.В. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / А.Н. Нехорошкова, И.С. Ляпина, Е.В. Стафеева, О.Н. Толстикова; О.В. Вольская .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 112 с. — ISBN 978-5-261-00884-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/553937 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Воспитание, образование и развитие детей с отклонениями в развитии . <...> Познакомить студентов с параметрами и вариантами психического дизонтогенеза. <...> При изучении специальной педагогики студенты рассматривают основные разделы науки: «Теория специальной педагогики и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями», «Педагогические системы специального образования». <...> 5 В процессе изучения дисциплины широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, В.В. Лебединского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и многих других исследователей в области специальной психологии и специальной педагогики. <...> Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. <...> Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками (по В.И. Лубовскому). <...> Объект специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития. <...> Целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. <...> Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений. <...> Среди них можно выделить следующие направления изучения: • раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей; • раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям; • раскрытие специфических закономерностей <...>
Основы_специальной_педагогики_и_психологии_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИД САФУ 2014
Стр.1
УДК [376+159.922.76] (07) ББК 74.3+88.482я7 О-753 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: О.В. Вольская, А.Н. Нехорошкова, И.С. Ляпина, Е.В. Стафеева, О.Н. Толстикова Рецензенты: доктор психологических наук, доцент Н.Ю. Флотская; доктор психологических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Л.С. Медникова Основы специальной педагогики и психологии: учебное поО-753 собие / О.В. Вольская [и др.]; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 112 с. ISBN 978-5-261-00884-2 В пособии раскрыто содержание курса «Основы специальной педагогики и психологии». Предложено примерное тематическое планирование, планы лекционных, практических и лабораторных занятий, список рекомендуемой литературы к темам, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, темы контрольных работ, вопросы к экзамену. Для студентов недефектологических специальностей педагогических университетов и институтов. УДК [376+159.922.76] (07) ББК 74.3+88.482я7 ISBN 978-5-261-00884-2 © Вольская О.В., Нехорошкова А.Н., Ляпина И.С. и др., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
Оглавление Введение ................................................................................................... Содержание курса .................................................................................. Тема 1. Специальная психология как наука .............................. Тема 2. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность ............................... Тема 3. Норма и аномалия в психическом и личностном развитии ребенка .................................................................. Тема 4. Дизонтогенез: психологические параметры и классификация ............................................................................ Тема 5. Специальная педагогика как наука............................... Тема 6. Воспитание, образование и развитие детей с отклонениями в развитии ........................................................ Тема 7. Основы дидактики специального образования ........... Темы рефератов ..................................................................................... Темы контрольных работ .................................................................... 4 7 7 17 23 37 48 66 81 98 99 Вопросы к зачету ................................................................................... 101 Вопросы к экзамену .............................................................................. 103 Тестовое итоговое задание ................................................................... 106 Библиографический список ................................................................ 111
Стр.3
Введение Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предназначена для студентов педагогических специальностей. Цель дисциплины: познакомить студентов с основными положениями современной специальной педагогики и психологии; сформировать профессионально-педагогическую компетентность будущих учителей: подготовить к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных дисциплин. Задачи дисциплины: 1. Формирование у студентов теоретических знаний о специальной психологии и специальной педагогики как науках, их объектах, предметах и основных категориях. 2. Познакомить студентов с параметрами и вариантами психического дизонтогенеза. 3. Раскрыть психологические особенности, трудности и социально-педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 4. Раскрыть основы дидактики специальной педагогики: принципы, методы, средства, формы обучения и воспитания детей с ОВЗ. 5. Дать представление о современной системе специальных образовательных услуг, об инклюзивном образовании детей с ОВЗ. 6. Способствовать становлению профессиональной позиции будущих педагогов. Курс включает изучение двух взаимосвязанных наук: специальной психологии и специальной педагогики. При изучении специальной психологии студенты знакомятся с основными понятиями науки, ее теоретическими истоками, методологическими позициями и принципами, разделами, а также изучают психологическую классификацию различных нарушений развития. У студентов формируются представления о психологических основах обучения и воспитания детей с ОВЗ. 4
Стр.4
Помимо методологических вопросов специальной психологии, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, в предлагаемой программе предусмотрено изучение основных методов специальной психологии. При изучении специальной педагогики студенты рассматривают основные разделы науки: «Теория специальной педагогики и история специальной педагогики», «Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями», «Педагогические системы специального образования». По данному курсу предполагаются такие виды самостоятельных работ, как изучение литературы, написание рефератов, конспектирование статей и другие. Принципы отбора учебного материала курса определяются его функциями в блоке педагогических дисциплин и в системе педагогического образования специалиста. Эти функции таковы: 1. Пропедевтическая (курс является продолжением изучения педагогики и психологии). 2. Образовательная (раскрыть особенности специальной педагогики как самостоятельной отрасли педагогических знаний, познакомить с основными категориями специальной педагогики, рассмотреть особенности процесса воспитания, обучения, коррекции детей, имеющих отклонения в развитии; дать будущим специалистам знания по истории возникновения специальной психологии как отрасли психологической науки и практики, познакомить с методологическими вопросами специальной психологии, связанными с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, познакомить с различными отклонениями в психофизическом развития). 3. Воспитывающая (воспитывает ценностное отношение к педагогической деятельности, другим видам деятельности гуманитарного характера, к профессии учителя, образованию, культуре, в частности, к педагогической культуре). 4. Ориентационная (ориентирует в видах деятельности человека, в комплексе педагогических профессий и в профессиях типа «человек-человек», показывает возможности профессионально-личностного роста). Отбор содержания связан с реализацией идеи гуманизации педагогической науки. Он соответствует также интеграции знаний в сфере человекознания: педагогика, психология, культурология, философия, профессиология, этика, эстетика, история, литература, искусство и другие. 5
Стр.5
В процессе изучения дисциплины широко обсуждаются идеи и исследования Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, В.В. Лебединского, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и многих других исследователей в области специальной психологии и специальной педагогики. Содержание курса может быть углублено и расширено за счет самостоятельного знакомства студентов с различными источниками научного учебного характера, чтения периодической печати, особенно педагогической, а также выполнения различного рода творческих и самостоятельных заданий по различным темам курса, в результате размышления и самопроверки посредством вопросов, которые преподаватель может предложить на лекциях и практических занятиях. Текущий контроль качества усвоения знаний проводится в устной форме в виде ответов на вопросы, сообщений, докладов на определенные темы; в письменной форме в виде контрольных работ, словарных тематических диктантов, сочинений, рефератов и другого. Курс завершается зачетом (или экзаменом), на котором проверяются: усвоение теоретического материала курса; овладение системой основных научных педагогических и психологических понятий. При изучении дисциплины используются разнообразные формы организации самостоятельной работы студентов, которые отбираются в зависимости от содержания изучаемого материала и поставленных задач. К их числу относятся: выполнение разного рода практических заданий; выполнение контрольных проверочных заданий; самостоятельное изучение тем учебной программы, обеспеченных литературой; составление понятийного и терминологического словаря; конструктивной таблицы, концептуальной таблицы, графическое оформление материала; использование различных приемов для систематизации текста первоисточников; выполнение в течение семестра самостоятельных творческих работ и микроисследований; подготовка выступлений и докладов, конспектирование литературы по отдельным вопросам и другое.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.