Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
И ПСИХОЛОГИИ
Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова
в качестве учебного пособия
Архангельск
ИД САФУ
2014
Стр.1
УДК [376+159.922.76] (07)
ББК 74.3+88.482я7
О-753
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Авторы:
О.В. Вольская, А.Н. Нехорошкова, И.С. Ляпина,
Е.В. Стафеева, О.Н. Толстикова
Рецензенты:
доктор психологических наук, доцент Н.Ю. Флотская;
доктор психологических наук, профессор кафедры
олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена Л.С. Медникова
Основы специальной педагогики и психологии: учебное поО-753
собие / О.В. Вольская [и др.]; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
– Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 112 с.
ISBN 978-5-261-00884-2
В пособии раскрыто содержание курса «Основы специальной педагогики
и психологии». Предложено примерное тематическое планирование,
планы лекционных, практических и лабораторных занятий,
список рекомендуемой литературы к темам, задания для самостоятельной
работы, вопросы для самопроверки, темы контрольных
работ, вопросы к экзамену.
Для студентов недефектологических специальностей педагогических
университетов и институтов.
УДК [376+159.922.76] (07)
ББК 74.3+88.482я7
ISBN 978-5-261-00884-2
© Вольская О.В., Нехорошкова А.Н.,
Ляпина И.С. и др., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
Оглавление
Введение ...................................................................................................
Содержание курса ..................................................................................
Тема 1. Специальная психология как наука ..............................
Тема 2. Категории развития в специальной психологии. Психическое
развитие и деятельность ...............................
Тема 3. Норма и аномалия в психическом и личностном развитии
ребенка ..................................................................
Тема 4. Дизонтогенез: психологические параметры и классификация
............................................................................
Тема 5. Специальная педагогика как наука...............................
Тема 6. Воспитание, образование и развитие детей с отклонениями
в развитии ........................................................
Тема 7. Основы дидактики специального образования ...........
Темы рефератов .....................................................................................
Темы контрольных работ ....................................................................
4
7
7
17
23
37
48
66
81
98
99
Вопросы к зачету ................................................................................... 101
Вопросы к экзамену .............................................................................. 103
Тестовое итоговое задание ................................................................... 106
Библиографический список ................................................................ 111
Стр.3
Введение
Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии»
предназначена для студентов педагогических специальностей.
Цель дисциплины: познакомить студентов с основными положениями
современной специальной педагогики и психологии;
сформировать профессионально-педагогическую компетентность
будущих учителей: подготовить к работе с детьми, имеющими отклонения
в развитии и поведении, испытывающими трудности в
освоении школьных учебных дисциплин.
Задачи дисциплины:
1. Формирование у студентов теоретических знаний о специальной
психологии и специальной педагогики как науках, их объектах,
предметах и основных категориях.
2. Познакомить студентов с параметрами и вариантами психического
дизонтогенеза.
3. Раскрыть психологические особенности, трудности и социально-педагогические
проблемы детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ).
4. Раскрыть основы дидактики специальной педагогики: принципы,
методы, средства, формы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
5. Дать представление о современной системе специальных образовательных
услуг, об инклюзивном образовании детей с ОВЗ.
6. Способствовать становлению профессиональной позиции будущих
педагогов.
Курс включает изучение двух взаимосвязанных наук: специальной
психологии и специальной педагогики.
При изучении специальной психологии студенты знакомятся с
основными понятиями науки, ее теоретическими истоками, методологическими
позициями и принципами, разделами, а также изучают
психологическую классификацию различных нарушений
развития. У студентов формируются представления о психологических
основах обучения и воспитания детей с ОВЗ.
4
Стр.4
Помимо методологических вопросов специальной психологии,
связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося
развития, в предлагаемой программе предусмотрено изучение
основных методов специальной психологии.
При изучении специальной педагогики студенты рассматривают
основные разделы науки: «Теория специальной педагогики и
история специальной педагогики», «Специальное образование лиц
с особыми образовательными потребностями», «Педагогические
системы специального образования».
По данному курсу предполагаются такие виды самостоятельных
работ, как изучение литературы, написание рефератов, конспектирование
статей и другие.
Принципы отбора учебного материала курса определяются его
функциями в блоке педагогических дисциплин и в системе педагогического
образования специалиста. Эти функции таковы:
1. Пропедевтическая (курс является продолжением изучения
педагогики и психологии).
2. Образовательная (раскрыть особенности специальной педагогики
как самостоятельной отрасли педагогических знаний,
познакомить с основными категориями специальной педагогики,
рассмотреть особенности процесса воспитания, обучения, коррекции
детей, имеющих отклонения в развитии; дать будущим специалистам
знания по истории возникновения специальной психологии
как отрасли психологической науки и практики, познакомить
с методологическими вопросами специальной психологии, связанными
с современным пониманием нормального и отклоняющегося
развития, познакомить с различными отклонениями в психофизическом
развития).
3. Воспитывающая (воспитывает ценностное отношение к педагогической
деятельности, другим видам деятельности гуманитарного
характера, к профессии учителя, образованию, культуре,
в частности, к педагогической культуре).
4. Ориентационная (ориентирует в видах деятельности человека,
в комплексе педагогических профессий и в профессиях типа «человек-человек»,
показывает возможности профессионально-личностного
роста).
Отбор содержания связан с реализацией идеи гуманизации педагогической
науки. Он соответствует также интеграции знаний
в сфере человекознания: педагогика, психология, культурология,
философия, профессиология, этика, эстетика, история, литература,
искусство и другие.
5
Стр.5
В процессе изучения дисциплины широко обсуждаются идеи и
исследования Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, В.В. Лебединского,
П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской,
О.С. Никольской и многих других исследователей в области специальной
психологии и специальной педагогики.
Содержание курса может быть углублено и расширено за счет
самостоятельного знакомства студентов с различными источниками
научного учебного характера, чтения периодической печати,
особенно педагогической, а также выполнения различного рода
творческих и самостоятельных заданий по различным темам курса,
в результате размышления и самопроверки посредством вопросов,
которые преподаватель может предложить на лекциях и практических
занятиях.
Текущий контроль качества усвоения знаний проводится в устной
форме в виде ответов на вопросы, сообщений, докладов на
определенные темы; в письменной форме в виде контрольных работ,
словарных тематических диктантов, сочинений, рефератов и
другого.
Курс завершается зачетом (или экзаменом), на котором проверяются:
усвоение теоретического материала курса; овладение системой
основных научных педагогических и психологических понятий.
При
изучении дисциплины используются разнообразные формы
организации самостоятельной работы студентов, которые отбираются
в зависимости от содержания изучаемого материала и
поставленных задач. К их числу относятся: выполнение разного
рода практических заданий; выполнение контрольных проверочных
заданий; самостоятельное изучение тем учебной программы,
обеспеченных литературой; составление понятийного и терминологического
словаря; конструктивной таблицы, концептуальной
таблицы, графическое оформление материала; использование различных
приемов для систематизации текста первоисточников; выполнение
в течение семестра самостоятельных творческих работ
и микроисследований; подготовка выступлений и докладов, конспектирование
литературы по отдельным вопросам и другое.
Стр.6