Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛеус Эльвира Викторовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц120
ID548882
АннотацияПособие объединяет теоретические и методические материалы, посвященные проблеме трудного подростка и осуществлению психолого- педагогической сопровождающей деятельности практическими психологами образования.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология»
ISBN978-5-261-00821-7
Леус, Э.В. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 120 с. — ISBN 978-5-261-00821-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/548882 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

– 118 с ISBN 978-5-261-00821-7 Пособие объединяет теоретические и методические материалы, посвященные проблеме трудного подростка и осуществлению психологопедагогической сопровождающей деятельности практическими психологами образования. <...> В этот период личностного развития взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом непростом выборе), у него формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых. <...> Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). <...> Девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и прояв3 ляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением (В.Д. Менделевич). <...> Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно- или полифеноменологичности форм). <...> В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. <...> Это важно понимать школьному психологу для построения рабочих программ, которые должны быть направлены на преодоление <...>
Психология_трудных_подростков_учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Ý.Â. Леус ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ Учебно-методическое пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1
Стр.1
УДК [159.922.6:316.624-053.6](075.8) ББК 88836я7 Л529 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психиатрии и клинической психологии Северного государственного медицинского университета О.А. Харькова; подполковник полиции, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Управления организации охраны общественного порядка Министерства внутренних дел России по Архангельской области И.С. Терлецкая Л529 Леус, Э.В. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 118 с ISBN 978-5-261-00821-7 Пособие объединяет теоретические и методические материалы, посвященные проблеме трудного подростка и осуществлению психологопедагогической сопровождающей деятельности практическими психологами образования. Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». УДК [159.922.6:316.624-053.6](075.8) ББК 88836я7 ISBN 978-5-261-00821-7 © Леус Э.В., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 2
Стр.2
Введение Проблема девиантного поведения школьников – одна из важных задач педагогической психологии. Серьезные трудности она представляет на современном этапе общественного развития, в эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей. Особенно трудно в этот период приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью, противоречивостью. Именно поэтому, говоря об отклоняющемся поведении, имеют в виду в основном данную возрастную группу. В этот период личностного развития взрослеющий человек переоценивает ценности взрослого (который сам порой теряет ориентацию в ценностно-смысловой сфере современного общества и не может поддержать подростка в этом непростом выборе), у него формируется самооценка, самосознание, возникает чувство взрослости, желание эмансипироваться от взрослых. Возникшие на данном этапе онтогенеза трудности в психическом развитии подростка нуждаются в понимании, принятии и правильном психологическом воздействии на его личность со стороны взрослых. Подросток может проявлять различного рода отклонения в поведении, как в связи со своими личностными особенностями (например, акцентуацией характера, свойствами темперамента, перенесенными психическими заболеваниями, особенностями эмоционально-волевой сферы и др.), так и в связи с негативными процессами в семье (гиперопека, гипоопека, непоследовательный тип воспитания ребенка, алкоголизация семьи, развод родителей и т.д.), школе (необъективное отношение к ученику, конфликты с учителями, проблемы в ученическом коллективе). Отклонения могут быть обусловлены негативным влиянием референтной подростковой группы или значимого взрослого. Девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и прояв3
Стр.3
ляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением (В.Д. Менделевич). Формы девиантного поведения подростков многообразны. Школьный психолог может столкнуться с временными и постоянными формами девиантного поведения (по критерию длительности девиаций), с устойчивыми и неустойчивыми формами (по критерию моно- или полифеноменологичности форм). Девиации могут быть осознаваемые и неосознаваемые (по критерию осознанности), структурированные и неструктурированные (по критерию организованности), стихийные и спланированные (по критерию цели), экспансивные и неэкспансивные (по критерию уровня вторжения в жизнедеятельность окружающих людей), эгоистичные и альтруистические (по направленности интересов личности на себя или на окружающих). В любом случае, вне зависимости от формы проявления девиантного поведения налицо нарушение взаимодействия подростка с реальностью. Ребенок в силу несформированности поведенческих актов может применять неконструктивные способы взаимодействия с окружающей действительностью, такие, как противодействие реальности, болезненное противостояние, уход от реальности, который может быть расценен как проявление слабости подростка и игнорирование окружающей действительности. Наиболее конструктивным видом взаимодействия подростка с реальностью является приспособление, что указывает на развитость адаптивной системы подростка. Это важно понимать школьному психологу для построения рабочих программ, которые должны быть направлены на преодоление негативного поведения путем определения оптимальных форм взаимодействия с окружающей действительностью. Особого пристального внимания со стороны психолога заслуживает семья девиантного подростка. Это могут быть не обязательно семьи наркоманов и алкоголиков. В последнее время отмечен рост отклоняющегося поведения среди детей состоятельных родителей. Позиция вседозволенности, философия вещизма, замена человеческого живого участия в воспитании ребенка миром материальных ценностей ведут к фрустрации потребностей подростка в принятии, внимании, любви со стороны родителей. Как следствие защитной реакцией такого подростка могут стать 4
Стр.4
неадекватные формы поведения. Если проявления девиантного поведения не обратили на себя внимания и соответствующего воздействия взрослых, такое поведение может закрепиться в поведенческом репертуаре подростка. Следовательно, очень важна как можно более ранняя диагностика девиантного поведения. Только комплексная работа психолога, социального педагога, классных руководителей и педагогов, медицинских работников совместно с родителями по ранней профилактике девиантного поведения, своевременной психодиагностике и эффективной коррекции могут дать положительные результаты по нивелированию девиаций у подростков. 5
Стр.5
Оглавление Введение ...................................................................................................... глава 1. Теоретическая часть 1. Проблема отклоняющегося поведения в психологии .................... Определение понятия «трудный подросток» ................................... Понятия девиантного поведения ....................................................... 3 6 6 9 Классификация и формы отклоняющегося поведения ................... 14 Проблема девиантного поведения подростков................................. 16 2. Психологическое сопровождение трудных подростков ................ 37 Основы психолого-педагогического сопровождения ...................... 37 Содержание работы психолога с трудными подростками ............. 57 глава 2. Практическая часть 1. Темы семинарских занятий ............................................................ 89 2. Темы докладов .................................................................................. 92 3. Темы рефератов ................................................................................ 95 4. Вопросы к зачету ............................................................................. 95 5. Задания для самостоятельной работы ....................................... 98 6. Темы курсовых работ ...................................................................... 100 Заключение ................................................................................................. 102 Библиографический список ....................................................................... 104 Приложение. Тезаурус .............................................................................. 109 119
Стр.119