Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Ч. 2 (360,00 руб.)

0   0
АвторыСтоляров Владислав Иванович, Чесноков Н. Н., Стопникова Е. В.
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц332
ID543102
АннотацияХрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов. Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Ч. 2 / В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова .— Москва : Физическая культура, 2005 .— 332 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543102 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фэйр плэй в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия? <...> Влияние спортивной деятельности на поведенческие решения учащихся Р. Киселев <...> Размышления по поводу спорта, насилия и честной игры в 21-м столетии Л. <...> Детский спорт высоких достижений с педагогической точки зрения Г. Гебауэр (Gьnther Gebauer). <...> Приносит ли в настоящее время международный спорт больше вреда, чем пользы? <...> Факторы, постоянно влияющие на развитие спорта Дарвин М. <...> Спартианская модель соревнования Библиография к разделу 9……………………………………………………… Раздел десятый. <...> Спортивная карьера и образ жизни спортсмена Л.И. Лубышева. <...> Культурная и общественная активность учителей физического воспитания Г. Сейдж (G.H. <...> Социология преподавателей физического воспитания и тренеров: полемика о личностных качествах Е. Полиенко <...> Controversies as to the role of sport and its significance for contemporary civilization // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. <...> Социальные изменения и образование функциональной структуры спорта а) Игровая функция спорта. <...> Современный спорт появился в середине XIX века в Англии и имел черты рекреационного спорта. <...> Claparede, F.J.Buytendijk, J.Huizinga и др.), которые частично повлияли на изменение общественного мнения, когда спорт перешел границы игровой функции и принял новую функцию как средство воспитания и улучшения дисциплины молодежи. b) Воспитательная функция спорта. <...> Были учреждены первые колледжи физического воспитания, и вместе с обязательной программой физического воспитания появились спортивные школьные клубы. (…) с) Производственная функция спорта. <...> Спорт для всех и соревновательный спорт, их взаимодействие а) Специфические аспекты соревновательного спорта. <...> Благодаря соревнованиям в спорте на определенной стадии его развития появляются две его различных формы: спорт для всех, где соревнование подчиняется развлекательной 8 функции, и спорт высших достижений, спорт для наиболее классных спортсменов, где соревнование берет верх над развлекательной функцией <...>
Хрестоматия_по_социологии_физической_культуры_и_спорта._Ч._2.pdf
Издательство «Физическая культура» Министерство образования Российской Федерации Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Часть 2 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 032100 Физическая культура, специальности 032101 Физическая культура и спорт Москва Издательство «Физическая культура» 2005
Стр.1
2 УДК ББК Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта/Сост.: В.И.Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005. – Ч. 2. – 448 с. ISBN Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов. Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта. ISBN © Столяров В.И., 2005 г. © Издательство «Физическая культура», 2005 г.
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ Раздел седьмой. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА А. Воль (Andrzej Wohl). Разногласия по вопросу о значении спорта для современной цивилизации М. Аллиссон (Maria T. Allisson). Спорт и гуманизм К. Хайнеманн (Klaus Heinemann). Функции спорта К.Л. Стивенсон (C.L. Stevenson). Спорт как современный социальный феномен: функциональный подход Н.Н. Визитей. Основные тенденции влияния спорта на личность С. Жуковска (Zofia Żukowska). Воспитательные ценности спорта Д. Курц (Dietrich Kurz). Смысл спорта изменяется З. Кравчик (Zbigniev Krawczyk). Спорт и современные образцы культуры Г. Люшен (Günther Lüschen). Спорт и культура К. Хейнила (Kalevi Heinilä). Этические принципы спорта Б. Бредемайер (Brenda Bredemeier). Мораль и занятия спортом Мишель Кайя. Есть ли мораль в спорте? Эрхард Озер. Философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте В.С. Родиченко. Фэйр плэй в спорте и в повседневной жизни: императив или утопия? Дж. Круз, М. Бойксадес, Дж. Мимбреро, М. Торрегроса, Л. Валиенте (Jaume Cruz, Mercè Boixadeós, Jordi Mimbrero, Miquel Torregrosa, Lourdes Valiente). Какое влияние оказывают соревнования на ценности и поведение молодых футболистов С. Шукис, К. Кардялис. Влияние спортивной деятельности на поведенческие решения учащихся Р. Киселев. Насилие в обществе – насилие в спорте Г. Раскин (Hillel Ruskin). Размышления по поводу спорта, насилия и честной игры в 21-м столетии Л. Бугейя (Lino Bugeja). Парадоксы и противоречия в спорте Г. Ленк (Hans Lenk). Роль спортсменов и спорта в «обществе успеха» Л.И. Лубышева. Социальные противоречия, определяющие кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений В.А. Пономарчук, В.С. Козлова. Спортивное зрелище и его особенности К. Фольквайн (Karin A.E.Volkwein). Этика и спорт высших достижений О. Групе (Ommo Grupe). Детский спорт высоких достижений с педагогической точки зрения Г. Гебауэр (Günther Gebauer). Значение детско–юношеского спорта высоких достижений для индивида и общества Лиа Манолиу (Lia Manoliu). Спорт с детьми: опасность или шанс? Ч. Кникер (Charles R. Kniker). Ценности спорта в школе Эрнст ван Аакен (Ernst van Aaken). Инвалидам нужен спорт Дж. Черны (J. Černý). Футбол как игра Д. Освальд (Denis Oswald). Фундаментальные принципы олимпизма Х.А. Самаранч (Juan Antonio Samaranch). Спорт, культура, искусство Ж. Ляйпер (Jean M. Leiper). Олимпийский идеал – является ли он по-прежнему философской основой Олимпийских игр?
Стр.3
4 К. Шэддад (Kamal Hamid Shaddad). Ценности, цели и реалии современных Олимпийских игр Х.М. Кахигал ((José M. Cagigal). Олимпийский девиз Библиография к разделу 7……………………………………………………… Раздел восьмой. СПОРТ И ПОЛИТИКА Дусан Сиджански. Спорт и политика по Пьеру де Кубертену Дж. Лой, Б. Макферсон, Г. Кеньон (John W. Loy, Barry D. McPherson, Gerald S. Kenyon). Спорт и политические системы Арнольд Кёх. Пагубна ли зависимость между спортом и политикой? Ю.А. Фомин. Концепция «спорт – вне политики» Паули Вуолле (Pauli Vuolle). Социальные параметры спорта Ф. Кидане (Fékrou Kidane). Спорт и политика М. Сараф. Спорт как свобода Кристиан Граф Кроков (Christian Graf von Krockow). Общественные и политические функции спорта С.И. Гуськов. Мотивы и формы вовлечения государства в спорт Э. Нидерман (Erwin Niedermann). Может ли спорт способствовать взаимопониманию между народами Ф. де Уохтер (Frans de Wachter). Является ли спорт фактором мира? Дж. Сагден (John Sugden). В настоящее время спорт на международном уровне делает больше вреда, чем добра Р. Торрес (Russell Torres). Приносит ли в настоящее время международный спорт больше вреда, чем пользы? Р. Вэйринен (R. Väyrynen). Национализм и интернационализм в спорте К. Олин (Kalevi Olin). Социальная политика и преподаватели физкультуры в изменяющемся обществе А.А. Исаев. На пути к кризису А.А.Исаев. Спортивная политика России Ю.П. Власов. Зачем нам нужен спорт? С.И. Гуськов Социальные процессы, значимость спорта и его развитие в России П.А. Рожков. Развитие ФКС – приоритетное направление социальной политики государства В.В. Кузин. Спорт как индикатор социального благополучия Д. Бабич. Большой футбол и политика Библиография к разделу 8……………………………………………………… Раздел девятый. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТА А. Воль (Andrzej Wohl). Факторы, постоянно влияющие на развитие спорта Дарвин М. Семотюк. Мотивы интереса правительств к спорту П. Арнольд (Peter J. Arnold). Соревновательный спорт, победа и воспитание
Стр.4
5 Р. Телама (Risto Telama). Педагогические аспекты юношеского спорта Заявление Немецкого Спортивного Союза ФРГ. Дети в спорте высоких достижений Ф.Р. Имеш. При каких условиях и в каких ситуациях спорт стимулирует процессы социализации Н.Н. Чесноков Ориентация специалистов на реализацию гуманистических идеалов в спорте и их подготовленность к этой работе Н.В. Барышева, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак. Роль средств массовой информации в развитии ФКС Л.И. Лубышева. Основные направления в деятельности средств массовой информации по пропаганде ценностей ФКС Р. Фаур (Roland Faure). Спорт и телевидение: принудительный союз Р. Юнгк (Robert Jungk). «Мягкие Игры»: размышления об «иной» модели В.И.Столяров. Спартианская модель соревнования Библиография к разделу 9……………………………………………………… Раздел десятый. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ Н.Н. Визитей. Профессионально–коммерческий спорт и личность Б. Кравчик (Barbara.Krawczyk). Спортивная карьера О.А. Мильштейн. Спортивная карьера и образ жизни спортсмена Л.И. Лубышева. Особенности социальной адаптации спортсменок С. Жуковска (Zofia Żukowska). Культурная и общественная активность учителей физического воспитания Г. Сейдж (G.H. Sage). Социология преподавателей физического воспитания и тренеров: полемика о личностных качествах Е. Полиенко. Правовые аспекты социальной незащищенности спортсменов высокой квалификации С.И. Гуськов. Программы оказания помощи спортсменам С.И. Курило, В.И. Столяров. Программа создания центра социальной реабилитации ветеранов
Стр.5
6 Раздел седьмой. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА РАЗНОГЛАСИЯ ПО ВОПРОСУ О РОЛИ СПОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Печатается с сокращениями по изданию: Wohl A. Controversies as to the role of sport and its significance for contemporary civilization // Scientific Yearbook: Studies in the Theory of Physical Education and Sport. – 1987. – Vol. 1. – Polish Scientific Publishers. – pp. 97-115. – переводчик Е.В. Стопникова 1. Вступление Мы очарованы спортом с конца прошлого столетия и по сегодняшний день. (…) Что же скрывается за этим очарованием спортом? Как получилось, что во многих странах спорт занял одно из основных мест в досуге людей? Какой механизм здесь действует? Каковы специфические ценности спорта и в чем они заключаются? На эти вопросы о спорте написано много и положительного и отрицательного. (…) Каждый раз эти дискуссии оставляют много сомнений, некоторое ощущение неудовлетворения и уверенность в том, что о спорте сказано еще не все, что могло бы быть сказано, и что, возможно, не было сказано самое важное. (…) 2. Социальные изменения и образование функциональной структуры спорта а) Игровая функция спорта. Современный спорт появился в середине XIX века в Англии и имел черты рекреационного спорта. В какой-то мере это был спорт для учеников публичных школ. Он базировался на старых играх исключительно для джентльменов – таких, как верховая езда, охота и фехтование, и, усложнив правила, поглотил ряд народных игр, таких, как футбол, хоккей, а также гребля и бокс, которые еще в 1830-х гг. рассматривались только как развлечение. (…) Итак, спорт принимался только из-за его развлекательной ценности и ценности общения. Однако в те времена роль развлечений как фактора, помогающего социализировать и образовывать молодежь, еще не ценилась. (…) Люди смотрели на спорт, как на пустую игру для легкомысленных и ленивых людей. Такая позиция по отношению к спорту, отмеченная пуританской безжалостностью и легкомыслием, установилась в социальном мнении и переживалась достаточно долгое время. Так было даже после многих работ о роли развлечений и игр в развитии цивилизации (H. Spencer, F. Schiller, K. Gross, E. Claparede, F.J.Buytendijk, J.Huizinga и др.), которые частично повлияли на изменение общественного мнения, когда спорт перешел границы игровой функции и принял новую функцию как средство воспитания и улучшения дисциплины молодежи. b) Воспитательная функция спорта. Спорт как средство профилактики. В противоположность школам античности, прежде всего, греческим и римским, современные школы в Европе служили, главным образом, для формирования интеллекта. (…) Специфическую роль играл и тот факт, что преподавание было
Стр.6
7 подчинено теологии, провозглашавшей принцип превосходства духа над грешным телом, которое не заслуживает особенного интереса. Вот почему школы стали игнорировать необходимость заботы о теле и культивирования физических упражнений. Однако дальнейшее развитие индустриальной, коммуникационной и транспортной технологии, а также обязательная всеобщая воинская повинность требовали некоторого минимума физической формы, которая могла быть достигнута, главным образом, в течение школьного возраста. (…) Но только в 1820-х гг. в школьные программы европейских, а также некоторых других стран, включили 1-2 часа физических упражнений в неделю. Начали готовить инструкторов физического воспитания. Были учреждены первые колледжи физического воспитания, и вместе с обязательной программой физического воспитания появились спортивные школьные клубы. (…) с) Производственная функция спорта. (…) Многостороннее изучение условий, характера и эффективности труда, которое провели физиологи, технологи и психологи, позволили понять важность спорта как эффективного средства, которое поможет повысить производительность труда, уменьшить число несчастных случаев на производстве путем совершенствования двигательных умений рабочих, а также предоставления им возможности отдохнуть. Этот ретроспективный очерк развития спорта (…) совершенно ясно указывает, что современный спорт (…) не всегда соответствовал общепринятому мнению и социальным нормам и не сразу занял место среди общепризнанных ценностей. Он часто трактовался как крайний феномен, не гармонирующий с современной культурой. (…) Даже в конце 1830-х гг. Й. Хёйзинга заявил в своей книге, что спорт существует вне границ культурного процесса и что с точки зрения культуры он не имеет смысла. Позиция Й. Хёйзинги в этом плане не отличается от позиции немецкого журналиста Г. Стайницера в его книге «Спорт и культура» [Steinizer, 1910]. (…) 3. Спорт для всех и соревновательный спорт, их взаимодействие а) Специфические аспекты соревновательного спорта. Характерной чертой современного спорта являются соревнования. (…) Конечно, соревнования – это не исключительная черта только спорта. Это – развивающий элемент многих форм человеческой деятельности. Он существует в индустриальной деятельности, в науке и искусстве, (…) в системе образования в форме баллов, сертификатов и дипломов, выдаваемых учащимся. (…) Вот почему можно предположить, что соревнования в спорте – актуальное отражение соревнований в различных областях жизни людей. (…) Но спортивные соревнования отличаются от соревнований в упомянутых сферах утилитарной деятельности. (…) Различие состоит в том, что цели и задачи, связанные с утилитарным производством, всегда рассматривались как более важные, чем соревнования, которые полностью подчинялись производству. Это понятно, т.к. в трудовой деятельности всегда стоит вопрос утилитарной цели, производства полезных вещей, и это определяет природу соревнования. (…) в) Две тенденции в спорте и два пути развития. Благодаря соревнованиям в спорте на определенной стадии его развития появляются две его различных формы: спорт для всех, где соревнование подчиняется развлекательной
Стр.7
8 функции, и спорт высших достижений, спорт для наиболее классных спортсменов, где соревнование берет верх над развлекательной функцией. (…) 4. Спорт высших достижений как инструмент, обеспечивающий лучшие двигательные возможности для людей (…) Критика трактует спорт высших достижений как специфическую систему такого обращения с человеком, которая бросает их под колеса репрессивного аппарата, ограничивает свободу, не позволяет действовать согласно собственной воле. (…) В этой аргументации определенно много наивности и поверхностности, хотя она пользуется одобрением многих прогрессивных людей, дезориентированных не только из-за радикальной природы их аргументов, но также из-за еще более скудных аргументов, противостоящих таким заявлениям. (…) Спорт высших достижений появился (…) потому, что возникла объективная потребность в приспособлении нашего тела, нашего двигательного аппарата к быстро развивающейся технологии. (…) Спорт именно такое явление, это – его самая основная функция. Ее можно определить как инструмент, расширяющий границы человеческих двигательных возможностей. (…) Многое из двигательной техники, вошедшее первоначально в спорт высших достижений, первоначально казалось нефункциональным, бесполезным в повседневной жизни, но сегодня применяется в производственном процессе, в коммуникационной, транспортной, военной деятельности. (…) Вот почему оппозиция спорту высших достижений на массовом уровне бесполезна и сталкивается с ежедневной практикой. Спорт высших достижений тесно связан и с развлекательным спортом. (…) Без громадного богатства новой двигательной техники, а также без поведенческих моделей, вырабатываемых спортом высших достижений, спорт на массовом уровне мог бы лишиться и того удовольствия, для которого он используется. Высокий уровень упражнений, определение правил игр и рациональные принципы взаимодействия могут появиться только там, где человеческое движение достигает высочайшей точности и совершенства, где проявляется специализация, высокая внутренняя дисциплина и огромная сила воли. Таким образом, спорт высших достижений и спорт для всех неотделимы друг от друга, и оба являются социальными феноменами. (…)
Стр.8