1. Столяров В.И. Олимпийское образование и воспитание: альтернатива или единство //
Вестник РМОУ. – 2013. №4(8). – С. 84–91.
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ:
АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ЕДИНСТВО?
Владислав Столяров,
профессор Российского государственного
университета физической культуры,
спорта, молодежи и туризма, д. ф. н.
Все более важное место в системе образования и воспитания подрастающего поколения занимает
педагогическая деятельность, имеющая целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям
олимпизма.
Проблемы этой деятельности привлекают внимание многих ученых и специалистов-практиков в нашей
стране и за рубежом. Они являются предметом обсуждения на международных олимпийских конгрессах,
научных конференциях, симпозиумах, семинарах и в научных работах. Мощный импульс для научной
разработки данных проблем и внедрения результатов этой НИР в практику дало решение о проведении в 2014
г. Олимпийских игр в Сочи.
Однако до сих пор по многим важным вопросам олимпийской педагогической деятельности
высказываются существенно различные мнения. Эти разногласия затрагивают даже терминологию. В
Олимпийской хартии для обозначения данной деятельности используется оборот “Olympic education”, который
на русский язык переводят как «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». Использование
этих разных терминов нередко приводит к существенным разногласиям и в содержательной трактовке целей,
задач, форм и методов олимпийской педагогической деятельности. Обсуждению данной проблемы и посвящена
статья.
Понятие образования и воспитания
Для позитивного решения обсуждаемой дискуссионной проблемы прежде всего важно
уточнить сами понятия образования и воспитания.
Образование и воспитание, а также их взаимоотношение, понимаются неоднозначно.
Общепринято, однако, связывать их с педагогической деятельностью. Последняя понимается
как сознательно, целенаправленно организуемый (например, родителями, учителем,
тренером и т.п.) процесс передачи и усвоения социального опыта, предполагающий активное
участие самого воспитуемого, создание соответствующих условий («воспитательной
среды»), использование педагогических средств (информирование, убеждение, пример и
т.п.), посредством которых стараются приобщить индивида к миру ценностей культуры,
содействовать формированию у него желаемых социальных качеств – знаний, умений
интересов, ценностных ориентаций, норм поведения и т.д.
Педагогическая деятельность может иметь своей целью формирование и
совершенствование у индивида:
знаний;
мотивов, интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций, эмоций и
других аналогичных образований;
различных качеств и способностей человека, его умений и навыков осуществлять
определенную деятельность, выполнять определенные функции;
реального поведения, различных форм деятельности, образа (стиля) жизни человека.
На основе этого правомерно выделить соответствующие взаимосвязанные элементы
педагогической деятельности:
1) деятельность, ориентированную на формирование знаний – обозначается термином
«образование»;
2) деятельность, ориентированную на формирование умений, навыков, способностей,
проявляемых в реальном поведении, в различных формах деятельности, образе жизни –
«обучение»;
3) деятельность, ориентированную на формирование мотивов, интересов, установок,
ориентаций и т.п. – «воспитание».
При такой интерпретации образование, воспитание и обучение рассматриваются как
Стр.1