Методология введения, оценки и унификации понятий // «Вестник Московского Университета. <...> «Понятие – форма мышления, позволяющая человеку дифференцировать окружающие его предметы, явления, процессы и отделять в сознании один предмет от другого»1. <...> С гносеологической точки зрения, понятие является отображением определенного объекта (предмета, свойства, отношения) и его специфических (присущих только данному объекту) признаков (фиксирует наличие или отсутствие у объекта данных признаков – свойств, отношений). <...> Научное понятие в отличие от обыденных, которыми пользуются в повседневной жизни, фиксирует не просто специфические, но и существенные признаки предметов. <...> В самом общем смысле определение – это логическая операция, в ходе которой интересующий нас объект дифференцируется (отличается) от других объектов, уточняется объем или содержание соответствующего понятия, а также значение уже введенного в науку термина или выясняется значение нового термина. <...> Разумеется, не всегда и не любым понятиям следует давать строгие определения. <...> В литературе по проблемам ФКС исходные понятия нередко ошибочно отождествляют с основными, наиболее важными понятиями какой-либо теории. <...> В логике и методологии науки принято различать явные и контекстуальные определения. <...> Под явным определением понятия понимается специальная характеристика специфических признаков предмета, о котором идет речь в понятии, или значении используемого при этом термина, а под контекстуальным – определение, в котором значение термина или характеристика объекта заданы некоторым контекстом, на основе анализа которого они могут быть сформулированы в явной форме3. <...> Можно ли и каким образом добиться унификации различных определений понятия, т.е. единообразного истолкования его разными авторами? <...> Анализ научной практики показывает, что при решении данной проблемы нередко отсутствует строгое научное обоснование определений. <...> Такой подход <...>
Методология_введения,_оценки_и_унификации_понятий__Статья.pdf
Столяров В.И. Методология введения, оценки и унификации понятий //
«Вестник Московского Университета. Серия 7, Философия». –2007. – № 1. –
С. 9–23.
Любое научное исследование невозможно без использования понятий.
«Понятие – форма мышления, позволяющая человеку дифференцировать
окружающие его предметы, явления, процессы и отделять в сознании один
предмет от другого»1. С гносеологической точки зрения, понятие является
отображением определенного объекта (предмета, свойства, отношения) и его
специфических (присущих только данному объекту) признаков (фиксирует
наличие или отсутствие у объекта данных признаков – свойств, отношений).
Оно выражается в слове или словосочетании. Научное понятие в отличие от
обыденных, которыми пользуются в повседневной жизни, фиксирует не просто
специфические, но и существенные признаки предметов. Особенность
оперирования понятиями в науке состоит и в том, что при различении и
отождествлении понятий здесь учитывается не только их объем (те объекты,
о которых идет речь в понятиях), но и содержание (те свойства и отношения
данных объектов, которые зафиксированы в понятиях). Знаки, выражающие
научные понятия, – термины (имена) имеют строго определенное значение;
этим они отличаются от обычных слов, которые обладают широким диапазоном
значений2.
Понятия в процессе научного исследования вводятся, как правило, с
помощью определений (дефиниций). В самом общем смысле определение –
это логическая операция, в ходе которой интересующий нас объект дифференцируется
(отличается) от других объектов, уточняется объем или содержание
соответствующего понятия, а также значение уже введенного в науку
термина или выясняется значение нового термина. Определение понятий
позволяет добиться точности, строгости и однозначности в их оперировании.
Разумеется, не всегда и не любым понятиям следует давать строгие
определения. При построении любой теории всегда выбирается круг так
Стр.1