Инновационные проекты и программы повышения воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный опыт // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура для детей и подростков: Сб. статей и докладов. <...> /49/ До сих пор не преодолено ошибочное мнение о том, что вовлечение детей и подростков в активные занятия спортом позволяет якобы одновременно, автоматически решить комплекс воспитательных задач: сохранение и укрепление их здоровья, формирование нравственной культуры, преодоление различных аспектов девиантного поведения и др. <...> В многочисленных работах социологов, психологов, педагогов и других специалистов на основе изучения практики функционирования детско-юношеского спорта, экспериментальных исследований показано, что спортивное соперничество может приводить к формированию у детей и подростков не только позитивных, но и некоторых негативных качеств личности. <...> Поэтому специалисты многих стран пытаются разработать и внедрить пути такой организации детско-юношеского спорта, которая позволяет максимально полно реализовать огромный воспитательный потенциал спортивной деятельности и преодолеть возможные негативные последствия спортивного соперничества. <...> Он состоит в том, что ограничиваются критикой негативных явлений, которые можно обнаружить в детско-юношеском спорте, призывают покончить с ними и возродить (создать) более гуманный, «человечный» спорт, но не указывают, как это конкретно можно сделать, в лучшем случае высказывая лишь некоторые абстрактные соображения и догадки [см., например: 30, 39, 49, 63]. <...> /50/ Так, Pierre Seurin, президент Международной федерации физического воспитания, обращает внимание на возможность не только позитивного, но и негативного влияния спортивных соревнований на личность. <...> В связи с этим он призывает к обсуждению вопроса о том, «каким образом мы можем с пользой использовать дух соперничества, сводя по возможности к минимуму <...>
Инновационные_проекты_и_программы_повышения_воспитательной_роли_детско-юношеского_спорта_отечественный_и_зарубежный_опыт__Статья.pdf
Столяров В.И. Инновационные проекты и программы повышения
воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный
опыт // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура
для детей и подростков: Сб. статей и докладов. Методические
материалы. – М.: ООО «СТК», 2010. – С. 49–74.
/49/ До сих пор не преодолено ошибочное мнение о том, что вовлечение
детей и подростков в активные занятия спортом позволяет якобы одновременно,
автоматически решить комплекс воспитательных задач: сохранение
и укрепление их здоровья, формирование нравственной культуры,
преодоление различных аспектов девиантного поведения и др. Такие
взгляды упрощают реальную ситуацию. В многочисленных работах социологов,
психологов, педагогов и других специалистов на основе изучения
практики функционирования детско-юношеского спорта, экспериментальных
исследований показано, что спортивное соперничество может
приводить к формированию у детей и подростков не только позитивных,
но и некоторых негативных качеств личности.
Поэтому специалисты многих стран пытаются разработать и внедрить
пути такой организации детско-юношеского спорта, которая позволяет
максимально полно реализовать огромный воспитательный потенциал
спортивной деятельности и преодолеть возможные негативные последствия
спортивного соперничества.
Наиболее распространен такой подход к решению данной проблемы,
который мы называем «предельно общим». Он состоит в том, что ограничиваются
критикой негативных явлений, которые можно обнаружить в
детско-юношеском спорте, призывают покончить с ними и возродить (создать)
более гуманный, «человечный» спорт, но не указывают, как это
конкретно можно сделать, в лучшем случае высказывая лишь некоторые
абстрактные соображения и догадки [см., например: 30, 39, 49, 63]. /50/
Так, Pierre Seurin, президент Международной федерации физического воспитания,
обращает внимание на возможность не только позитивного, но и
негативного влияния спортивных соревнований на личность. В связи с
этим он призывает к обсуждению вопроса о том, «каким образом мы можем
с пользой использовать дух соперничества, сводя по возможности к
минимуму его отрицательные черты» и «можем ли мы найти такие формы
спортивных состязаний, в которых, к примеру, соревнование с самим собой
по крайней мере сравняется по значению с состязанием с другими
людьми и в которых, в частности, дух соперничества не будет выходить за
рамки, которые педагогический опыт позволяет считать «необходимым и
достаточным» уровнем». По его мнению, ответы на эти вопросы могут
быть найдены «лишь в результате продолжительной и тяжелой работы,
проделанной большой группой преподавателей и общественных деятелей,
опирающихся в своей работе на те же принципы» [см. 55].
Стр.1