Инновационная теоретическая концепция спортивной культуры // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. <...> Постановка проблемы /186/ В последнее время при характеристике целей и задач спортивного воспитания детей и молодежи все чаще указывается на необходимость формирования у них спортивной культуры [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 и др.] <...> Однако если теория физической культуры разрабатывается уже в течение длительного времени и можно констатировать весьма существенные успехи в ее, то теория спортивной культуры только начинает разрабатываться. <...> В работах, посвященных общей теории культуры, спортивная культура, в отличие от физической, как правило, даже не упоминается. <...> Иногда спортивную культуру упоминают при анализе связанной со спортом педагогической деятельности, спортивного воспитания детей и молодежи. <...> Однако в большинстве случаев ограничиваются использованием термина «спортивная культура», введением соответствующего понятия без глубокого и всестороннего анализа того элемента культуры, который характеризует это понятие. <...> Как правило, допускаются и существенные теоретикометодологические ошибки: дается односторонняя трактовка спортивной культуры и путей ее формирования, не учитываются возможные формы этой культуры, отсутствует анализ факторов, определяющих ее содержание и направленность и т.д. [см., например: 1, 3, 4]. <...> 5, 6, 8, 9 и др.], в которых предпринята попытка устранить указанные ошибки и дать целостный анализ спортивной культуры как элемента культуры, в данной статье ставит своей задачей изложить основные положения инновационной концепции спортивной культуры. <...> Понятие спортивной культуры /187/ Понятие спортивной культуры основано на определенном понимании спорта и культуры. <...> Особенность этой разновидности соперничества состоит в том, что она проходит в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые призваны обезопасить здоровье и достоинство личности <...>
Инновационная_теоретическая_концепция_спортивной_культуры__Статья.pdf
Столяров В.И. Инновационная теоретическая концепция спортивной
культуры // Инновационные преобразования в сфере физической культуры,
спорта и туризма. Научные труды XIII Международной научно-практической
конференции (п. Новомихайловский, 27 сент. – 4 окт. 2010 г.). Том 1. – Ростовна-Дону,
2010. – С. 186–191.
1. Постановка проблемы
/186/ В последнее время при характеристике целей и задач спортивного
воспитания детей и молодежи все чаще указывается на необходимость
формирования у них спортивной культуры [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 и др.].
Эффективная реализация такого подхода к спортивной работе требует
решения комплекса сложных педагогических задач. Для этого в первую
очередь необходима разработка теоретической концепции спортивной
культуры. Однако если теория физической культуры разрабатывается уже в
течение длительного времени и можно констатировать весьма существенные
успехи в ее, то теория спортивной культуры только начинает разрабатываться.
В работах, посвященных общей теории культуры, спортивная культура, в
отличие от физической, как правило, даже не упоминается. Иногда спортивную
культуру упоминают при анализе связанной со спортом педагогической
деятельности, спортивного воспитания детей и молодежи. Однако в
большинстве случаев ограничиваются использованием термина «спортивная
культура», введением соответствующего понятия без глубокого и
всестороннего анализа того элемента культуры, который характеризует это
понятие. Как правило, допускаются и существенные теоретикометодологические
ошибки: дается односторонняя трактовка спортивной
культуры и путей ее формирования, не учитываются возможные формы этой
культуры, отсутствует анализ факторов, определяющих ее содержание и
направленность и т.д. [см., например: 1, 3, 4].
Автор, опираясь на свои прежние публикации [см. 5, 6, 8, 9 и др.], в
которых предпринята попытка устранить указанные ошибки и дать целостный
анализ спортивной культуры как элемента культуры, в данной статье ставит
своей задачей изложить основные положения инновационной концепции
спортивной культуры.
2. Понятие спортивной культуры
/187/ Понятие спортивной культуры основано на определенном понимании
спорта и культуры.
Центральный элемент спорта – спортивное соревнование. Особенность
этой разновидности соперничества состоит в том, что она проходит в особых,
искусственно созданных, условных ситуациях, которые призваны обезопасить
здоровье и достоинство личности участников соревнования, а также обеспечить
унифицированное сравнение, объективную оценку их качеств и способностей
на основе создания для соперников равных условий, введения определенных
правил и людей (судей), следящих за их выполнением. На основе спортивных
соревнования и в связи с ними складывается комплекс социальных явлений:
специальная подготовка к ним, специфические межчеловеческие отношения и
Стр.1