Еще раз о концепции олимпийского образования (приглашение к дискуссии) // Олимпийский бюллетень. <...> /330/ В настоящее время в связи с проведением в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи Оргкомитет Игр проводит большую работу по организации олимпийского образования детей и молодежи. <...> Разрабатываются методические материалы по олимпийскому образованию для школьников и учителей физкультуры, организуются олимпийские уроки в школах и т.д. <...> Анализ многочисленных публикаций выявляет наличие различного (иногда очень упрощенного) понимания основных положений данной концепции [см. по данному вопросу: 1, 2, 3, 4, 5], что, естественно, побуждает к организации дискуссии по данному вопросу. <...> В начале 80-х годов им была разработана комплексная целевая программа НИР по теме «Воспитание детей и молодежи на основе использования идеалов и ценностей олимпизма», на основе которой помимо теоретического анализ проблем олимпийского образования в 1988–1994 гг. было проведено международное социологическое исследование на тему «Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи». <...> В конце 80-х годов на коллегии Госкомспорта РСФСР было принято подготовленное автором и В.С. Родиченко постановление от 31 июля 1989 г. №73 «О мерах по усилению воспитательной работы со спортсменами и использованию в этих целях идеалов и ценностей олимпизма». <...> /331/ Под руководством автора реализация проекта «Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: состояние и пути активизации» продолжилась и в последующие годы. <...> По заданию Департамента образования Оргкомитета «Сочи-2014» он принял участие и в разработке общей концепции системы олимпийского образования «Сочи-2014». <...> Общая характеристика олимпийского образования Специфика олимпийского образования как особой разновидности образования состоит в том, что эта педагогическая деятельность осуществляется в рамках олимпийского движения и призвана содействовать достижению <...>
Еще_раз_о_концепции_олимпийского_образования_(приглашение_к_дискуссии)__Статья.pdf
Столяров В.И. Еще раз о концепции олимпийского образования (приглашение к
дискуссии) // Олимпийский бюллетень. – 2011. – № 12. – С. 330–341.
ЕЩЕ РАЗ О КОНЦЕПЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ)
Введение.
/330/ В настоящее время в связи с проведением в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи
Оргкомитет Игр проводит большую работу по организации олимпийского образования детей
и молодежи. Разрабатываются методические материалы по олимпийскому образованию для
школьников и учителей физкультуры, организуются олимпийские уроки в школах и т.д.
Содержание, формы и методы всей этой работы самым существенным образом зависят от
общей концепции олимпийского образования. Анализ многочисленных публикаций
выявляет наличие различного (иногда очень упрощенного) понимания основных положений
данной концепции [см. по данному вопросу: 1, 2, 3, 4, 5], что, естественно, побуждает к
организации дискуссии по данному вопросу.
Автор статьи в течение многих лет занимается разработкой проблем олимпийского
образования. В начале 80-х годов им была разработана комплексная целевая программа НИР
по теме «Воспитание детей и молодежи на основе использования идеалов и ценностей
олимпизма», на основе которой помимо теоретического анализ проблем олимпийского
образования в 1988–1994 гг. было проведено международное социологическое исследование
на тему «Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи». На
основе этих исследований были сформулированы и обоснованы исходные положения
научно-обоснованной концепции олимпийского образования, а также разработаны первые
программы олимпийского образования – для учащихся ДЮСШ, юных футболистов,
школьников и студентов. В конце 80-х годов на коллегии Госкомспорта РСФСР было
принято подготовленное автором и В.С. Родиченко постановление от 31 июля 1989 г. №73
«О мерах по усилению воспитательной работы со спортсменами и использованию в этих
целях идеалов и ценностей олимпизма». /331/ Под руководством автора реализация проекта
«Олимпийское и спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: состояние и
пути активизации» продолжилась и в последующие годы. Результаты этой НИР нашли
отражение в многочисленных публикациях автора и диссертациях его учеников. По заданию
Департамента образования Оргкомитета «Сочи-2014» он принял участие и в разработке
общей концепции системы олимпийского образования «Сочи-2014».
Цель статьи состоит в том, чтобы, опираясь на этот многолетний опыт разработки и
практической реализации концепции олимпийского образования, уточнить, скорректировать
авторское понимание ее основных положений и пригласить других авторов к обсуждению
данной концепции.
Общая характеристика олимпийского образования
Специфика олимпийского образования как особой разновидности образования состоит
в том, что эта педагогическая деятельность осуществляется в рамках олимпийского
движения и призвана содействовать достижению целей, решению задач этого движения,
которые определяются его идеалами и ценностями.
Поэтому кратко олимпийское образование можно охарактеризовать следующим
образом. Олимпийское образование – педагогическая деятельность, основной целью которой
является приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпийского движения,
формирование у них знаний, интересов, потребностей, умений, навыков, а главное –
поведения, стиля и образа жизни, соответствующих этим идеалам и ценностям [Столяров,
1998 г., С. 108]. Опираясь на такое понимание олимпийского образования и цели этой
педагогической деятельности, уточним и конкретизируем основные задачи этой
педагогической деятельности.
Стр.1