Дискуссии о гуманистическом значении детского спорта // Детский тренер. <...> Указанной проблеме посвящены специальные выпуски журнала “International Review for the Sociology of Sport” Международного комитета социологии спорта и журнала “Review” СИЕПС, том материалов Олимпийского научного конгресса (1984 г.), сборник тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура» Гуманитарного Центра «СпАрт» РГУФК [см. <...> /11/ В этих дискуссиях, как правило, преобладает (особенно в отечественной научной и публицистической литературе) позитивная оценка гуманистического культурного значения детского спорта. <...> В большинстве научных работ, в докладах и выступлениях на конференциях, симпозиумах, посвященных этому спорту, спортивные соревнования и подготовка к ним рассматриваются как важное педагогическое средство, которое обязательно должно использоваться в системе оздоровления, воспитания и организации досуга детей, т.е. в целостном процессе их социализации. <...> В 1976 г. в Париже состоялась I Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 510 апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с Международным советом по физическому воспитанию и спорту. <...> В окончательном докладе и рекомендациях конференции по теме «Роль физического воспитания и спорта в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования» отмечается, что на конференции выявился широкий консенсус «относительно значения физического воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах». <...> На основе этого делается вывод о том, что развитие физического воспитания и спорта «должно являться неотъемлемой частью планирования образования государствамичленами и соответствовать критерию образования, установленному с учетом интересов и потребностей различных возрастных групп, начиная <...>
Дискуссии_о_гуманистическом_значении_детского_спорта__Статья.pdf
Столяров В. И. Дискуссии о гуманистическом значении детского спорта // Детский
тренер. – 2006. – № 4. – С. 10–31.
/10/ Проблема гуманистического значения детского спорта в течение многих лет
является предметом дискуссий не только социологов, но также педагогов, медиков,
психологов, философов. Проведен (например, в 1968, 1982, 1993 и 1996 гг.) ряд
международных семинаров и симпозиумов, посвященных ее обсуждению [см.: 60; 63;
65; 68]. Указанной проблеме посвящены специальные выпуски журнала “International
Review for the Sociology of Sport” Международного комитета социологии спорта и
журнала “Review” СИЕПС, том материалов Олимпийского научного конгресса (1984 г.),
сборник тематической серии «Спорт, духовные ценности, культура» Гуманитарного
Центра «СпАрт» РГУФК [см.: 43; 70; 74; 75], сравнительные международные
социологические исследования [см., например: 69] и т.д.
/11/ В этих дискуссиях, как правило, преобладает (особенно в отечественной
научной и публицистической литературе) позитивная оценка гуманистического
культурного значения детского спорта. В большинстве научных работ, в докладах и
выступлениях на конференциях, симпозиумах, посвященных этому спорту, спортивные
соревнования и подготовка к ним рассматриваются как важное педагогическое
средство, которое обязательно должно использоваться в системе оздоровления,
воспитания и организации досуга детей, т.е. в целостном процессе их социализации.
В 1976 г. в Париже состоялась I Международная конференция министров и
руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Париж, 510
апреля 1976 г.), которая была организована ЮНЕСКО в сотрудничестве с
Международным советом по физическому воспитанию и спорту. В окончательном
докладе и рекомендациях конференции по теме «Роль физического воспитания и спорта
в подготовке молодежи в перспективе непрерывного образования» отмечается, что на
конференции выявился широкий консенсус «относительно значения физического
воспитания и спорта для гармоничного развития личности не только в физическом, но
и в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и эмоциональном планах». На
основе этого делается вывод о том, что развитие физического воспитания и спорта
«должно являться неотъемлемой частью планирования образования государствамичленами
и соответствовать критерию образования, установленному с учетом интересов
и потребностей различных возрастных групп, начиная с дошкольного возраста и кончая
университетом, а также интересов непрерывного образования, в целях всесторонней
подготовки личности и ее полного участия в жизни общества». Конференция
рекомендовала «принять меры с целью развития практики “спорт для всех”, начиная со
школы с тем, чтобы ввести широко распространенную практику спорта в течение всей
жизни». Конференция «провозглашает торжественно, что физическое воспитание и
спорт являются основным элементом культуры и, в качестве такового, являются
национальным и международным долгом» и на основе этого «рекомендует
осуществлять физическое и спортивное воспитание молодежи одновременно в
школьной и внешкольной среде» [см. 34].
Своим исходным пунктом такой подход к оценке воспитательной роли спорта
имеет, по-видимому, древнегреческую агонистику. Дух соперничества, состязания /12/
пронизывал все сферы жизни Древней Греции, в том числе и систему воспитания
подрастающего поколения [см.: 12; 38]. В Новое время ректор колледжа Регби Т.
Стр.1