Гуманистика соревнования как новая комплексная научная теория // Проблемы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи и детей дошкольного возраста: материалы республиканской научно-практич. конф. г. Красноярск, 17 ноября 2005 г. / ред. кол. <...> ГУМАНИСТИКА СОРЕВНОВАНИЯ КАК НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ Цель данной статьи: привлечь внимание ученых и специалистовпрактиков к проблеме разработки новой научной теории – гуманистики соревнования (теории гуманизации соперничества). <...> Важным элементом жизни людей, особенно в современном обществе, является соревнование, соперничество. <...> Оно выступает в двух основных формах: 1) как борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями (как одушевленными, так и неодушевленными); 2) как одна из форм социальной оценки способностей человека на основе сравнения результатов его деятельности с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности. <...> Соревнование может выполнять важные социальные функции: при определенных условиях оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулирует их активность, стремление к совершенствованию и т.д. <...> Позитивная роль агонистики ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры [1]. <...> Однако в разнообразных формах состязания, борьбы, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон, негативно влияет на развитие личности, обостряет отношения между людьми. <...> Кроме того, часто оно проходит в таких условиях, которые затрудняют объективную оценку способностей соперников. <...> В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации соперничества: создание условий, при которых соревнование <...>
Гуманистика_соревнования_как_новая_комплексная_научная_теория__Статья.pdf
Столяров В.И. Гуманистика соревнования как новая комплексная
научная теория // Проблемы формирования здорового образа жизни
учащейся молодежи и детей дошкольного возраста: материалы
республиканской научно-практич. конф. г. Красноярск, 17 ноября 2005 г. /
ред. кол. А. М. Гендин, М.И. Сергеев, В.И. Усаков; Краснояр. гос. пед. ун-т
им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2005. – С. 21-40.
ГУМАНИСТИКА СОРЕВНОВАНИЯ
КАК НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Цель данной статьи: привлечь внимание ученых и специалистовпрактиков
к проблеме разработки новой научной теории – гуманистики
соревнования (теории гуманизации соперничества).
Постановка проблемы. Важным элементом жизни людей, особенно в
современном обществе, является соревнование, соперничество. Оно
выступает в двух основных формах: 1) как борьба за превосходство между
двумя или несколькими противостоящими сторонами: между людьми или
между человеком и какими-то природными явлениями (как одушевленными,
так и неодушевленными); 2) как одна из форм социальной оценки
способностей человека на основе сравнения результатов его деятельности с
определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой
человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый
идеализированный уровень деятельности.
Соревнование может выполнять важные социальные функции: при
определенных условиях оно позволяет сравнивать и оценивать способности
людей, стимулирует их активность, стремление к совершенствованию и т.д.
Позитивная роль агонистики ярко проявилась в рамках древнегреческой
культуры [1]. Однако в разнообразных формах состязания, борьбы,
постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко наносит
вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной
из соперничающих сторон, негативно влияет на развитие личности,
обостряет отношения между людьми. Кроме того, часто оно проходит в
таких условиях, которые затрудняют объективную оценку способностей
соперников.
В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации
соперничества: создание условий, при которых соревнование не
препятствует, а содействует реализации гуманистических идеалов и
ценностей, позитивно влияет на развитие личности и взаимоотношения
участников соперничества; поиск таких его форм, которые, как минимум,
способны: а) по возможности обезопасить участников соревнования от
негативных последствий и б) поставить их в равные условия, создать условия
для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых
качеств и способностей. Для научно обоснованного решения этой проблемы
и необходима новая научная теория – гуманистика соревнования.
Стр.1