Поэтому хотя непосредственная задача учебника – введение читателя в мир философии спорта, первый его раздел посвящен краткой характеристике философии вообще, ответу на вопрос, что она представляет собой, каков ее предмет. <...> Бывший президент международного Философского общества по исследованию спорта Р. <...> Предмет философии Философские проблемы возникают тогда, когда пытаются, выйдя за пределы непосредственно воспринимаемых явлений, фиксирования данных эмпирического опыта в отношении сознания, познания, культуры, поведения человека, научной, трудовой, политической, экономической, спортивной или какой-то иной человеческой деятельности, осознать и осмыслить их фундаментальные предпосылки, предельные (конечные) основания. <...> Можно выделить три тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных, группы философских проблем, касающихся предельных, фундаментальных оснований бытия, познания, жизнедеятельности человека: социально-философские, философско-мировоззренческие, аксиологические (культурологические, семиотические, эстетические, этические, экологические) проблемы предельных оснований социального бытия человека: о мире и месте человека в нем, об отношении людей к окружающей их действительности и самим себе, о тех ценностях (эсте 7 тических, нравственных и других), на которые должен ориентироваться человек в своей жизни и деятельности; гносеологические и логико-методологические проблемы предельных оснований познавательной деятельности человека – о возможности и методах познания; онтологические проблемы фундаментальных оснований бытия – о существовании мира вне сознания человека, о самых общих свойствах и законах бытия. <...> Philosophy and Physical Education and Sport // Lumpkin Angela. <...> Сущность и специфика спортивного соревнования Многие исследователи не отличают спортивное соревнование – соперничество, присущее спорту, – от других форм состязания, т.е. любую соревновательную деятельность <...>
Введение_в_философию_спорта__Раздел_учебника.pdf
1
Столяров В.И. Введение в философию спорта // Столяров В.И.,
Передельский А.А. Современные проблемы наук о физической
культуре и спорте. Философия спорта: учебник. – М.: Советский
спорт, 2015. – С. 11-251.
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ СПОРТА
Глава первая
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
Понимание философии спорта существенным образом зависит от того, что
понимается под философией и как характеризуется спорт. Поэтому хотя непосредственная
задача учебника – введение читателя в мир философии спорта, первый
его раздел посвящен краткой характеристике философии вообще, ответу на
вопрос, что она представляет собой, каков ее предмет.
1.1. Дискуссии о предмете философии.
Иногда предмет философии не выделяется четко и однозначно, трактуется
очень расширительно. Вот две иллюстрации такого его понимания. А. Лампкин,
проф. университета Северной Каролины (США), так определяет предмет философии:
«Философию можно определить как любовь к мудрости или более широко как
поиск истины» [9, р. 22]. Таким же образом философию характеризуют авторы
опубликованного в 2011 г. «Философского энциклопедического словаря». Они пишут:
«Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине»
и отмечают, что «в этом смысле слово “философия” употреблялось впервые в сократической
школе» [7, с. 481]. Бывший президент международного Философского
общества по исследованию спорта Р. Остерхаудт, считает, что «философия – это
наиболее общая форма человеческого знания» [10, р. 39]. Первый вице-президент
Российского Философского общества А.Н. Чумаков так характеризует философию:
«Философия – историческая форма общественного сознания, особый тип мировоззрения,
формирующийся на основе личностного, преимущественно рационального,
Стр.1
2
критически осмысливаемого постижения объективной и субъективной реальности»
[8, с. 103].
Иногда предмет философского исследования, напротив, понимается очень
узко. Так, представители марксистской философии чаще всего сводили ее к науке о
наиболее общих законах природы, общества и мышления. Но некоторые из них
понимали философию лишь как науку о познании (гносеологию). В 20-х гг. XX в.
возник логический позитивизм, представители которого (Р. Карнап, О. Нейрат, Х.
Рейхенбах и др.) считали, что подлинно научная философия возможна только как
логический анализ языка науки. В.Виндельбанд отстаивал точку зрения, согласно
которой под философией следует понимать «только критическую науку об общеобязательных
ценностях: это определяет предмет философии, критическую
науку, это определяет ее метод» [1, с. 23]. В современной философии наиболее широко
представлена точка зрения, согласно которой ее основной предмет – человек
и его отношение (познавательное, ценностное, практическое и т.д.) к миру.
Высказываются и другие мнения о предмете философии.
Острые дискуссии относительно предмета изучения той или иной дисциплины
характерны не только для философии, но и для большинства современных наук.
Пирс говорил, например, что он может указать по меньшей мере сотню определений
логики, а Сойер в популярной книжке «Прелюдия к математике» не без иронии
замечает, что дать определение математике, самой точной из всех существующих
наук, практически невозможно, а на вопрос, что же такое математика, предлагает
такой ответ: «Все то, чем занимаются математики».
Особенно сложным является вопрос об отношении философии и науки.
1.2. Философия и наука
При обсуждении данного вопроса важно учитывать существенное изменение
понимания философии в ходе развития общества, культуры, науки. На первых этапах
(например, в античный период развития) философия не выступала как нечто
отличное от возникавшей в то время науки, фактически отождествлялась с ней,
понималась (наравне с наукой вообще) как «любовь к мудрости» (об этом свидетельствует
и само ее название – «философия», от греч. philéô – любовь, sophia –
мудрость).
Стр.2