3
Столяров В.И. Спорт и культура: методологический и теоретический
аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности, культура. Вып.
первый. Исторические и теоретико-методологические основания: Сб. ст.
/Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный
Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. – С. 84–209.
СПОРТ И КУЛЬТУРА:
методологический и теоретический аспекты проблемы
В.И.Столяров
В данной работе ставятся следующие основные задачи:
показать наличие серьезных разногласий в истолковании взаимоотношения
спорта и культуры;
уточнить пути решения данной проблемы;
на основе предложенной методологии дать теоретический анализ взаимоотношения
спорта, а также ряда других, тесно связанных с ним явлений, и культуры;
оценить культурную ценность современного спорта и олимпийского движения.
I.
Различия и противоречия
в оценке взаимоотношения спорта и культуры
Проблема культурной ценности спорта, а также других тесно связанных с ним
явлений, их места в современной культуре служила и до сих пор является предметом
острых споров и дискуссий среди ученых – философов, социологов, культурологов,
педагогов, психологов и т.д. Данной проблеме посвящены многочисленные статьи,
брошюры, книги, индивидуальные и коллективные монографии и т.д. [см. список литературы
в конце данной работы].
В них обсуждается широкий круг вопросов, связанных с данной проблемой: какое
воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственность человека,
его эстетические способности, на социальные отношения (социализацию, формирование
групп и групповую динамику), на процесс формирования и удовлетворения разнообразных
социально-культурных потребностей индивида, различных социальных групп
и общества в целом? Какие специфические культурные ценности складываются в области
спорта, в каком отношении они находятся с другими социальными ценностями,
составляющими область материальной и духовной культуры? Насколько спорт способствует
общественному прогрессу, защите достоинств личности и ее свобод, формированию
разносторонне и гармонично развитой личности? К каким негативным явлениям
приводят занятия спортом? Можно ли предотвратить негативное воздействие этих
занятий на личность и социальные отношения? и др.
Указанная проблема служила предметом обсуждения на многих научных конгрессах,
конференциях, симпозиумах и т.д. Некоторые из них, в том числе международные
– например, семинары в Варшаве [см. Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe
wartosci sportu, 1981], международная конференция в Глазго [см. Sport, Culture, Society,
Стр.1
4
1986], международный семинар социологов спорта в Готенба, Япония [см. Sport and
Humanism, 1988] и др. – специально были посвящены данной проблеме.
Как бы «точкой отсчета» во всех этих дискуссиях являются взгляды по обсуждаемой
проблеме основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.
И это не удивительно. Кубертену принадлежит огромное множество статей, книг, докладов
и т.д., общий объем которых составляет более 12 тысяч печатных страниц в 30
книгах, 50 брошюрах и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам
олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр [Durantez, 1994 b, p. 25]. В
этих работах обоснован высокий социально-культурный статус спорта: высказано
глубокое убеждение в том, что спорт имеет огромный гуманистический культурный
потенциал, способен выполнять многообразные социокультурные функции.
Разрабатывая философию современного олимпизма, Кубертен исходил из того,
что спорт и спортивные контакты способны внести огромный вклад в реализацию
гуманистических идеалов и ценностей, в совершенствование человека, человеческих
отношений и общества в целом. На основе этого он трактовал и сам олимпизм. Кубертен
ввел этот термин в 1912 г. «В олимпизме, –писал он, –словно в пучке солнечных
лучей, собраны все те принципы, которые способствуют совершенству человека» [Цит.
по: Петрова, 1980, с. 29].
Кубертен полагал, что спорт –важное средство сохранения и укрепления здоровья
людей, что он способен «формировать характер и укреплять нравственную силу»
[Coubertin, 1966, р. 57], а также «инициативность, стойкость, энергичность, стремление
к самоусовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям» [Coubertin,
1966, р. 108], а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но
«гармоничному развитию взрослого человека» [Coubertin, 1966, р. 79], и потому «олимпийское
движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты,
равно как физической выносливости и силы" [Coubertin, 1966, р. 100].
По его мнению, широкое развитие спорта и спортивных контактов вдохнут в человечество
«дух свободы, мирного соревнования и физического совершенства», будут
способствовать утверждению мирных отношений между государствами, укреплению
дружбы и взаимопонимания между народами, их культурному сотрудничеству, «прекращению
споров, разногласий и недоразумений», преодолению националистических
предрассудков, помогут улучшить политические отношения между народами, принадлежащими
к разным культурам.
Таковы в кратком изложении взгляды Кубертена на социокультурный статус
спорта [более подробное изложение этих взглядов см.: Boulongne, 1993; Durantez, 1994b;
Macaloon, 1981 и др.].
В ходе последующих дискуссий высказываются самые различные и даже противоположные
точки зрения и относительно этих взглядов Кубертена и по самой обсуждаемой
проблеме.
Чаще всего спорту дается позитивная оценка с точки зрения гуманистических
идеалов и ценностей. Отмечается его важная роль в сохранении и укреплении здоровья
людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении в
людях активности, стремления к развитию различных способностей, талантов и умений,
приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, установлении
контактов и мирных отношений между различными странами и т.д. На основе этого
спорту отводится важная роль в системе ценностей культуры, по крайней мере евро
Стр.2