Столяров В.И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель
спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура.
Вып. четвертый. Альтернативные модели спорта: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин,
В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. –
С.54–279.
Спартианские игры
- новая гуманистически ориентированная модель спорта
в его интеграции с искусством
В.И.Столяров (Россия)
Предисловие
/54/ Характеристике Спартианских игр как новой гуманистически ориентированной
модели спорта в его интеграции с искусством, изложению общей концепции,
некоторых программ и особенностей этих Игр посвящено большое число публикаций
[см. Приложение 9].
Чтобы не дублировать эти публикации, в данной работе ставятся две основные задачи:
1)
Обобщить опыт проведения Спартианских Игр с 1991 г. и на основе этого изложить
в уточненном, скорректированном виде наиболее важные, принципиальные идеи,
лежащие в основе концепции и программы этих Игр, показать особенности и достоинства
этих Игр по сравнению с другими, возможность их использования для решения
различных социально-педагогических и культурных задач применительно к различным
группам населения.
2) Представить в систематизированным виде разнообразные программы проведенных
(с 1991 г.) Спартианских Игр, некоторые проекты Игр (которые были разработаны,
но в силу ряда причин не реализованы) и некоторые другие связанные с Играми
материалы - Спартианский Кодекс, список публикаций о Спартианских Играх и др.
(все эти материалы включены в Приложения).
В данной работе впервые собраны практически все основные программы и проекты
Спартианских Игр. Они систематизированы определенным образом - прежде всего
на основе учета состава участников Игр (Спартианские Игры школьников, дошколь
Большинство материалов, включенных в Приложения, разработаны автором данной
работы. Некоторые из включенных в Приложения программ Спартианских игр на основе
общей концепции этих Игр автора проекта «СпАрт» подготовили (частично или
полностью): Богословский В.В. и Дудоров А.А. (Приложение 4-IV); Брызгалов Ю.С.
(Приложение 4-V); Вишневский В.И. и Курило С.И. (Приложение 4-I); Глотова Л.Н.
(Приложение 5-III); Горбатов А.Н. (Приложение 6-III); Горбатова Р.Н. (Приложение 3I);
Горбулина Л.В. (Приложение 2-XII); Губарева Т.И. (Приложения 5-II, V, VIII); Елистратов
М.В. и Кучер Н.И. (Приложение 2-III); Кабанов Ю.Н. и Симаков Ю.П. (Приложение
2-IV); Козырева О.В. (Приложение 3-II); Лабскир В.М. и Любиев А.И. (Приложения
4-II, III); Михович А.С. (Приложения 2-IX, X, XI); Новикова С.С. (Приложение
6-II); Петлеваный Г.Ф. и Киприянова Н.В. (Приложения 2-VII, VIII); Подколзина Л.Н.
(Приложения 2-VI, XVII); Прокопчук Ю.А. (Приложение 4-VII); Чайникова Е.Д. (Приложения
5-IV, VI).
Стр.1
ников, студентов, с участием родителей и детей и т.д.). Необходимо учитывать некоторую
условность этой типологии, поскольку в большинстве Спартианских игр совместно
участвовали и школьники, и студенты, и родители с детьми и т.д. Программы приведены
без тех незначительных изменений, которые в них были внесены в ходе непосредственного
проведения Игр.
Указанные выше материалы, во-первых, помогают читателям более глубоко разобраться
в общей концепции, программе и особенностях Спартианских игр.
Во-вторых, они наглядно показывают, как постепенно формировались, уточнялись
и корректировались концепция, программы и даже терминология обозначения соревнований
Спартианских игр, как меняется программа этих Игр в зависимости от их
продолжительности, места проведения, состава участников, целей и задач организаторов
и т.д.
В-третьих, все эти материалы могут быть использованы специалистами и в практической
работе по организации и проведению Спартианских игр.
Замысел, цели и задачи Игр
Идея организации и проведения Спартианских Игр, а также их общая концепция и
исходная программа впервые были сформулированы автором данной работы в 1990 г.
в рамках разработанного им нового гуманистического проекта под названием "СпАрт"
/"SpArt"/.
В этом названии проекта (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" -
духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство) отражена его главная идея и основной
замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного сяорта, повышения
его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления
союза, интеграции с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности.
Данный проект основан на результатах более чем двадцатилетних исследований
автора и его учеников в области философско-методологических, культурологических,
педагогических и социологических проблем физической культуры, здорового образа
жизни, спорта, олимпийского движения, искусства и культуры.
В ходе этих исследований обоснована необходимость повышения духовнонравственной
и эстетической ценности современного спорта, его интеграции с искусством,
проанализированы программы, проекты, технологии, связанные с этой важной и
актуальной проблемой, показана необходимость принципиально новых подходов к ее
решению.
Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются в проекте
как самоцель. Речь идет о том, чтобы на основе предлагаемых проектом форм объединения
спорта (в его гуманизированной, «одухотворенной» форме) с искусством и другими
видами духовно-творческой деятельности разработать и внедрить в практику новые
средства (а в перспективе - целостную систему) воспитания, образования и организации
досуга различных групп населения. Речь идет о таких средствах и такой системе,
которые имеют ярко выраженную гуманистическую направленность и призваны
содействовать решению широкого круга важных социальных, социальнопедагогических
и культурных задач, связанных с воспитанием, образованием и организацией
досуга различных групп населения.
В первую очередь имеются в виду две задачи:
1) целостное гуманистическое воздействие на личность - формирование физически
здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс постоянного самосовершенствования,
разностороннего развития и проявления своих способностей, а
в своем отношении к другим людям и к природе отдает приоритет духовно2
Стр.2