Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Социология физической культуры и спорта: Учебник (360,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Флинта, Наука
Страниц364
ID543036
АннотацияС учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее по-нятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение. Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической куль-туры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник / В.И. Столяров .— Москва : Флинта, Наука, 2004 .— 364 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543036 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ФКС 1.1. <...> Взаимоотношение социологии ФКС с другими "спортивными науками"…………… 31 2.2. <...> Взаимоотношение социологии ФКС с другими социологическими дисциплинами…………………………………… 33 3 Глава 3. <...> СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………. <...> Физкультурная деятельность как особая форма двигательной активности человека………………… 131 11.2. <...> Гуманистический потенциал спорта в системе социальных отношений…………………………. <...> РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА………………………………. <...> Можно ли избежать негативного влияния политики на спорт и олимпийское движение? <...> ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТА………………………… 349 Глава 23. <...> 394 9 ПРЕДИСЛОВИЕ Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС») Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет социология ФКС. <...> 12 Раздел первый СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА /13/ В данном разделе дается характеристика социологии ФКС как особой науки: ее объектной области, предмета, структуры, места в системе наук, истории становления и развития, а также теоретического и практического значения. <...> Но обычно в них речь идет о «социологии спорта», хотя встречаются и другие названия – «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания и спорта». <...> В последующих главах учебника подробно будет обосновано положение о том, что социология ФКС изучает не два, а три относительно самостоятельных <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта_Учебник_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Социология_физической_культуры_и_спорта_Учебник_.pdf
В.И. СТОЛЯРОВ СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебник Издательство «Физическая культура» 1
Стр.1
В.И. СТОЛЯРОВ СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебник Рекомендовано Учебно–методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 032100 – Физическая культура, специальностям 032101 – Физическая культура и спорт, 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) Москва Издательство «Флинта» Издательство «Наука» 2004 2
Стр.2
УДК 796 (07) ББК 60.5+75 С81 Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И. Столяров. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 400 с. Рецензент: Быховская И.М. – доктор философских наук, профессор ISBN 5–89349–910–7 (Флинта) ISBN 5–02-034049-9 (Наука) С учетом достижений современной социологии физической культуры и спорта в учебнике раскрываются объектная область и предмет исследования этой науки, ее понятийный аппарат, история становления и развития, место в системе социологических дисциплин и спортивной науки, значение. Учебник подготовлен в соответствии с программой «Социология физической культуры и спорта» (Москва, 2003), которая предназначена для студентов физкультурных вузов по направлению 032101 – Физическая культура и специальностям: 0321101 – Физическая культура и спорт, 350400 – Связи с общественностью. Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии физической культуры и спорта может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта. УДК 796 (07) ББК 60.5+75 ISBN 5–89349–910–7 (Флинта) ISBN 5–02-034049-9 (Наука)  Столяров В.И., 2004  РГУФК, 2004 3
Стр.3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………… 10 Раздел первый. СОЦИОЛОГИЯ ФКС КАК НАУКА………………………………… 13 Глава 1. ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ФКС 1.1. Объекты научного познания социологии ФКС ………………………………………………………… 13 1.2. Предмет социологии ФКС………………………………… 16 1.2.1. Исходные положения ……………………………… 16 1.2.2. Основные направления и проблематика исследования …………………….. 17 1.2.3. Краткая и развернутая характеристики предмета ………………………….. 25 1.3. Структура социологии ФКС ……………………………….. 27 Глава 2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ФКС В СИСТЕМЕ НАУК………… 28 2.1. Место социологии ФКС в системе "спортивных наук"…………………………………………. 28 2.1.1. Процессы дифференциации и интеграции в сфере научного познания ФКС …………………………………… 28 2.1.2. Взаимоотношение социологии ФКС с другими "спортивными науками"…………… 31 2.2. Место социологии ФКС в структуре социологии ………………………………………………… 32 2.2.1. Социология ФКС как частная социологическая теория………………………… 32 2.2.2. Взаимоотношение социологии ФКС с другими социологическими дисциплинами…………………………………… 33 3
Стр.5
Глава 3. ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ ФКС…………………………………………….. 37 3.1. Факторы, определяющие значение социологии ФКС………………………………………… 37 3.2. Теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС………………………………… 40 3.3. Социальные функции социологии ФКС……………… 43 Глава 4. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ФКС 4.1. Становление социологии ФКС………………………… 45 4.2. Основные направления развития и современное состояние социологии ФКС………….. 49 4.3. Вклад отечественных ученых в становление и развитие социологии ФКС………………………… 52 Раздел второй. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФКС ………………………… 59 Глава 5. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……… 59 5.1. Общая характеристика………………………………… 59 5.2. Роль и значение теории в социологическом исследовании…………………………………………… 61 Глава 6. СИНХРОНИЧЕСКИЙ И ДИАХРОНИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ……. 65 6.1. Особенности синхронического и диахронического методов…………………………… 65 6.2. Историзм и антиисторизм в социологическом исследовании…………………….. 70 Глава 7. МЕТОДОЛОГИЯ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……. 73 7.1. Виды и программа конкретносоциологического исследования………………………. 73 7.2. Методы сбора социологической информации………… 76 7.3. Методы анализа и интерпретации данных…………….. 84 4
Стр.6
Раздел третий. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………….. 89 Глава 8. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………… 89 8.1. Социальные особенности телесности человека……………………………………………………….. 89 8.2. Понятие культуры……………………………………………. 93 8.3. Гуманизм……………………………………………………… 97 8.4. Культурный статус телесности человека…………………… 99 Глава 9. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИУМА И КУЛЬТУРЫ…………………………………………….. 103 9.1. Понятие физической культуры………………………………. 103 9.2. Социальное содержание и социальные функции физического воспитания………………………….. 111 9.3. Взаимоотношение физической культуры с другими элементами культуры……………………………. 113 Глава 10. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ТЕЛА И МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………… 116 10.1. Проблематика социологического анализа телесности человека………………………………………… 116 10.2. Социокультурные ценности тела человека………………… 118 10.3. Модели физической культуры……………………………… 123 Раздел четвертый. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………………………………… 130 Глава 11. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………… 130 11.1. Физкультурная деятельность как особая форма двигательной активности человека………………… 131 11.2. Место и роль физкультурной деятельности в процессе социализации личности………………………… 134 5
Стр.7
Глава 12. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ……………………………………… 146 12.1. Физкультурная активность ………………………………… 146 12.2. Социальные барьеры физкультурной активности населения……………………………………… 149 Раздел пятый. СПОРТ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН…………… 156 Глава 13. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ………………………………… 157 13.1. Понятие спорта………………………………………… ….. 157 13.2. Другие понятия, характеризующие спорт как социальный феномен…………………………………… 166 Глава 14. СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………… 172 14.1. Спортивная культура……………………………………… 172 14.2. Спортивная социализация………………………………… 179 Глава 15. СПОРТ И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ…………………………………………… 184 15.1. Спорт и игра……………………………………………….. 184 15.2. Спорт и искусство…………………………………………… 187 15.3. Спорт и труд………………………………………………… 194 Раздел шестой. КОНЦЕПЦИЯ ОЛИМПИЗМА И ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………… 199 Глава 16. ОЛИМПИЗМ………………………………………………….. 199 16.1. Идеи Кубертена о социальной сущности олимпийского движения…………………………………… 200 16.2. Современные интерпретации олимпизма…………………… 207 Глава 17. ОЛИМПИЙСКАЯ КУЛЬТУРА………………………………. 211 17.1. Понятие и структура олимпийской культуры…………… 211 17.2. Олимпийское образование…………………………………. 213 6
Стр.8
Раздел седьмой. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА …………………………………………………. 225 Глава 18. ДИСКУССИИ О СОЦИАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ СПОРТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………………….. 226 18.1. Предмет дискуссий………………………………………… 226 18.2. Методология решения проблемы………………………… 229 Глава 19. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СПОРТА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ……………………………………………………… 233 19.1. Гуманистический потенциал спорта для социализации личности……………………………… 235 19.2. Гуманистический потенциал спорта в системе социальных отношений…………………………. 251 19.3. Диалектически-противоречивый характер потенциальных возможностей спорта…………………… 261 Глава 20. РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА………………………………. 268 20.1. Гуманистическая роль спорта………………………………. 268 20.2. Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта и негативные явления в этой сфере………………………………………………… 287 20.3. Ситуация в современном международном и олимпийском спорте……………………………………… 295 Раздел восьмой. СПОРТ И ПОЛИТИКА……………………………………………… 308 Глава 21. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СПОРТА И ПОЛИТИКИ…………………………………………………………… 308 21.1. Постановка проблемы и методология ее решения…………………………………………………… 308 21.2. Относительная независимость спорта от политики…………………………………………………… 313 7
Стр.9
21.3. Существует ли связь спорта и политики…………………… 315 21.4. Можно ли избежать негативного влияния политики на спорт и олимпийское движение?............................................................................... 320 21.5. Формы связи спорта и политики…………………………… 323 Глава 22. СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………… 336 22.1. Состояние спортивной политики современной России……………………………………… 336 22.2. Новые аспекты спортивной политики России……………………………………………………… 339 Раздел девятый. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТА………………………… 349 Глава 23. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ……………………………… 350 23.1. Поведение и ценностные ориентации субъектов спортивной деятельности………………………… 350 23.2. Педагогическая деятельность……………………………… 356 Глава 24. ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ……………………………… 360 24.1. Внутриспортивные факторы……………………………… 360 24.2. Внешние для спорта факторы…………………………… 368 Раздел десятый. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ………………………………………… 371 Глава 25. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ………………………………………………………………… 371 25.1. Понятие и периодизация спортивной карьеры……………………………………………………… 371 25.2. Мотивация спортивной карьеры…………………………… 373 25.3. Социальный статус спортсмена и тренера………………… 380 8
Стр.10
Глава 26. ПРОБЛЕМЫ И КРИЗИСЫ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ………………………………………………………………… 386 26.1. Проблемы и трудности спортивной карьеры………………………………………………………… 386 26.2. Кризисные точки спортивной карьеры……………………. 389 26.3. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры……………………. 394 9
Стр.11
ПРЕДИСЛОВИЕ Сложные социальные процессы, происходящие во всех сферах современного общества и связанная с этим необходимость повышения эффективности системы образования предъявляют все более высокие требования к теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов различных сфер социальной жизни, в том числе сферы физической культуры и спорта (в дальнейшем тексте вместо словосочетания «физическая культура и спорт» используется сокращение – «ФКС») Важное значение для эффективной подготовки специалистов этой сферы имеет социология ФКС. Эта наука как составная часть социологии и спортивной науки, дает научно обоснованные знания о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями, а также об отношении разных групп населения к ФКС. Эти знания позволяют принимать действенные конкретные управленческие решения, связанные с определением путей повышения физкультурно–спортивной активности различных групп населения и социокультурного эффекта этой активности, пропаганды ФКС, уточнением направлений и средств гуманизации современного спорта, его интеграции с искусством и т.д. В настоящее время студенты многих учебных заведений, прежде всего институтов (академий и университетов) физической культуры, изучают курс социологии ФКС. Цель курса – помочь студентам усвоить и осмыслить основы социологии ФКС: характер, содержание, особенности и значение этой науки, а также тех проблем, которые она изучает, пути их решения. Основные задачи курса: – помочь студентам выработать правильное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении и развитии как общественных явлений, их месте в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями; /11/ – научить студентов применять эти знания для осмысления современных социальных явлений и процессов в сфере ФКС; 10
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.