Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543603)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания: Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоООО Издательский центр «Наука»
Страниц209
ID543031
АннотацияЗа последние десятилетия в нашей стране и за рубежом проделана значительная научно-исследовательская работа, ориентированная на разработку концепций модернизации со-временной системы физического воспитания, поиск новых идей и подходов к его организации. Разрабатываются и внедряются в практику новые проекты и программы физического воспитания. В монографии предпринята попытка критически проанализировать всю эту работу. На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций автор выявляет основные концептуальные подходы к модернизации теории физического воспитания. Обосновывается положение о наличии кризисной ситуации в разработке новой теории этого воспитания и детально анализируется основные показатели этой ситуации. Особое внимание автор уделяет изложению тех методологических принципов и положений, на основе которых должна разрабатываться новая теория физического воспитания. Автор стремится, как можно полнее, представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации, чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций по этим проблемам. В конце монографии приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель. Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
ISBN978-5-9999-1796-5
Столяров, В.И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания: Монография [Электронный ресурс] / В.И. Столяров .— Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2013 .— 209 с. — ISBN 978-5-9999-1796-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/543031

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров СОСТОЯНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Спартианский Гуманистический Центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма В.И. Столяров СОСТОЯНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Монография Саратов ООО Издательсский Центр «Наука» 2013 1 УДК 796 ББК 75 С81 Столяров В.И. <...> Особое внимание автор уделяет изложению тех методологических принципов и положений, на основе которых должна разрабатываться новая теория физического воспитания. <...> Рецензенты: С.Д. Неверкович, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ; О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ УДК 796 ББК 75 ISBN 978-5-9999-1796-6 © Столяров В.И., 2013 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. <...> Логико-методологическая оценка понятийного аппарата теории физического воспитания………………………………………45 2.2. <...> Абсолютизация отдельных элементов, целевых установок и методов современного физического воспитания…………………. <...> В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание. <...> ]. В различных странах все чаще наблюдается критика современного физического воспитания, особенно его организации и результатов в учебных заведениях. <...> «Сегодня несомненным является, – пишет Ю.М. Николаев, – что мы подошли к рубежу, когда важен выбор стратегии развития физической культуры и физкультурного образования на ближайшие десятилетия. <...> . Но в этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты, направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам <...>
Состояние_и_методологические_основы_разработки_новой_теории_физического_воспитания_Монография.pdf
В.И. Столяров СОСТОЯНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Стр.1
Спартианский Гуманистический Центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма В.И. Столяров СОСТОЯНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Монография Саратов ООО Издательсский Центр «Наука» 2013 1
Стр.2
УДК 796 ББК 75 С81 Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания: Монография. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013. – 204 с. ISBN 978-5-9999-1796-6 За последние десятилетия в нашей стране и за рубежом проделана значительная научно-исследовательская работа, ориентированная на разработку концепций модернизации современной системы физического воспитания, поиск новых идей и подходов к его организации. Разрабатываются и внедряются в практику новые проекты и программы физического воспитания. В монографии предпринята попытка критически проанализировать всю эту работу. На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций автор выявляет основные концептуальные подходы к модернизации теории физического воспитания. Обосновывается положение о наличии кризисной ситуации в разработке новой теории этого воспитания и детально анализируется основные показатели этой ситуации. Особое внимание автор уделяет изложению тех методологических принципов и положений, на основе которых должна разрабатываться новая теория физического воспитания. Автор стремится как можно полнее представить не только собственную позицию, но и взгляды других авторов по обсуждаемым проблемам физического воспитания и его модернизации, чтобы читатели могли получить информацию об огромной палитре разнообразных мнений, подходов, концепций по этим проблемам. В конце монографии приводится литература – список упоминаемых в тексте публикаций, а также именной указатель. Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям, аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Содержащаяся в книге обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут полезны и тем, кто занимается разработкой этих проблем. Рецензенты: С.Д. Неверкович, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ; О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ УДК 796 ББК 75 ISBN 978-5-9999-1796-6 © Столяров В.И., 2013 2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.……………….................................................................. 4 Глава 1. Основные концептуальные подходы к модернизации теории физического воспитания (аналитический обзор)……………….. 7 1.1. Аналитический обзор отечественных публикаций ……………….. 8 1.2. Аналитический обзор зарубежных публикаций……………........... 25 Глава 2. Кризисная ситуация в разработке новой теории физического воспитания……………………………………………………...45 2.1. Логико-методологическая оценка понятийного аппарата теории физического воспитания………………………………………45 2.2. Отождествление разных научных концепций физического воспитания и физической культуры……………………59 2.3. Методологические ошибки в определении предмета частных и интегративных теорий физического воспитания…………………..64 2.4. Абсолютизация отдельных элементов, целевых установок и методов современного физического воспитания………………….. 73 Глава 3. Методологические основы модернизации теории физического воспитания……………………………………………………….. 94 3.1. Общие принципы методологии научного исследования……………. 95 3.2. Принципы диалектического метода исследования………………….. 98 3.3. Логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий………………………………………………….. 109 3.4. Необходимость разработки и дифференциации частных и интегративных теорий физического воспитания…………………… 127 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Разработка теоретико-методологических основ новой концепции физического воспитания в публикациях автора и его учеников)…………………………………………………………………... 137 Литература……………………………………………………………………………. 146 Именной указатель……………………………………………………………………. 186 3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования населения, прежде всего детей и молодежи. Особенно актуальной эта проблема является для современной России. Ее актуальность определяют сложная социально-демографическая ситуация, низкий уровень здоровья, физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей [см.: Бальсевич, 2005; Барышева, Виноградов, Жолдак, 1997; Виноградов, 1995; Вишневский В.А., 2002; Гостев Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина С.Ф., 2004; Государственный доклад… 2006; Демографическая ситуация… 2000; Добротворская, 2002; Журавлева, 2002; Комков, 1998, 2002а, б; Материалы заседания… 2002; Материалы к заседанию… 2002; Рожков, 2002а, б; Симонова, 1999; Смирнов Н.К., 2002 и др.]. На встрече со специалистами по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта (13 марта 2013 г.) президент России В.В. Путин, характеризуя крайне тревожную ситуацию с физическим состоянием детей и молодежи, привел такие цифры: в 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания; у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; до 40 процентов призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих. В докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года указывается, что в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [Материалы к заседанию… 2002, с. 7]. В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание. Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов, современная система физического воспитания является недостаточно эффективной [см.: Баландин, 2001, 2002; Бальсевич, 2002б; Бальсевич, Лубышева, Комков, Шелков, 2006; Григорьев, 2004; Евсеев, Романова, Аксенова, Комков, 2006; Иванов И.В., 2007а, б, 2008а, б; Комков, Гаврилов, Кириллова, Малинин, 2006; Лукьяненко В.П., 2007а; Сайкина, 2008; Система… 2012; Столяров, 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически