В.И. Столяров В.И., С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин
СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ
И ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Москва 2009
Стр.1
2
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ
В.И. Столяров В.И., С.Ю. Баринов,
М.М. Орешкин
СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ
И ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
2-е издание, переработанное и дополненное
Москва
2012
Стр.2
3
УДК [796.032.327](0758)
ББК 75.491.Ож.я.73
С81
С.81 Столяров В.И., Баринов С.Ю., Орешкин М.М.
Современный спорт и олимпийское движение в системе международных
отношений: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.И. Столяров, С.Ю.
Баринов, М.М. Орешкин – М. : «Университетская книга», 2012. – 348 с.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович – член-корреспондент РАО, д.ф.н., профессор
С.И. Курило – доктор философских наук
ISBN 978-5-91304-306-1
Данная работа – пособие для студентов, изучающих спецкурс «Спорт и
олимпийское движение в системе международных отношений».
Основная цель курса: повысить уровень профессиональной подготовки
студентов Университета на основе формирования у них комплекса научно
обоснованных знаний о месте, роли и социокультурном значении спорта и
олимпийского движения в системе современных международных отношений,
т.е. компетентности в вопросах, касающихся «спортивной составляющей» этих
отношений.
Основные задачи курса: помочь студентам уяснить содержание наиболее
важных проблем, касающихся сущности современного спорта и олимпийского
движения, их места, роли и социокультурного значения в системе международных
отношений, ознакомить их с современными подходами к решению данных
проблем и научить применять полученные знания в своей профессиональной
деятельности для правильного осмысления тех событий и процессов в системе
международных отношений, которые связаны со спортом, международными
спортивными соревнованиями, Олимпийскими играми, олимпийским движением.
ISBN
978-5-91304-306-1
© В.И.Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин, 2009
© В.И.Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин, 2012
© Издательство «Анкил» ©
Издательство «Университетская книга», 2012
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть 1. Понятийный аппарат теории спорта
как социального явления…………………………………………………6
1.1. Соревнование…………………………………………………………..13
1.2. Спортивное соревнование (понятие «спорт» в узком смысле)…….17
1.3. Спорт как социальная система (понятие «спорт»
в широком смысле)……………………………………………………24
1.4. Гуманизм, его идеалы и ценности……………………………………40
Вопросы для повторения (самопроверки)…………………………………….51
Рекомендуемая литература …………………………………………………….51
Часть 2. Дискуссии о роли спорта в сфере международных
отношений и методология решения проблемы…………………… 54
2.1. Позитивная оценка роли и значения спорта
в сфере международных отношений………………………………. 54
2.2. Скептическая и негативная оценки гуманистического значения
спорта в сфере международных отношений……………………….59
2.3. Методология решения проблемы………………………………….. 69
Вопросы для повторения (самопроверки)………………………………… 73
Рекомендуемая литература …………………………………………………74
Часть 3. Потенциал спорта в сфере международных отношений……… 75
3.1. Потенциал спорта для реализации гуманистических ценностей
в сфере международных отношений………………………………75
3.2. Диалектически–противоречивый характер потенциала
спорта в сфере международных отношений…………………….81
Вопросы для повторения (самопроверки)…………………………………84
Рекомендуемая литература ……………………………………………….85
Часть 4. Реальная гуманистическая ценность спорта
в сфере международных отношений………………………………86
4.1. Гуманистическая роль спорта в сфере международных
отношений………………………………………………………………86
4.2. Проблемы реализации гуманистического потенциала спорта
в сфере международных отношений ………………………………101
Вопросы для повторения (самопроверки)…………………………………..106
Рекомендуемая литература ……………………………………………….106
Часть 5. Основные понятия и положения концепции
олимпизма ……………………………………………………………… 108
5.1. Олимпийская концепция Пьера де Кубертена………………… 108
5.2. Современные интерпретации концепции олимпизма………….144
Вопросы для повторения (самопроверки)…………………………………160
Рекомендуемая литература……………………………………………….. 160
Стр.4
5
Часть 6. Гуманистическая ценность современного олимпийского
движения в сфере международных отношений………………………161
6.1. Позитивные аспекты роли современного
олимпийского движения в сфере международных отношений…….161
6.2. Противоречивое влияние олимпийского спорта на реализацию
гуманистических ценностей в системе международных отношений….177
Вопросы для повторения (самопроверки)…………………………………….220
Рекомендуемая литература …………………………………………………….220
Часть 7. Факторный анализ роли и значения спорта
в сфере международных отношений…………………………………222
7.1. Субъективные факторы………………………………………………..222
7.2. Объективные факторы………………………………………………….232
Вопросы для повторения (самопроверки)………………………………………246
Рекомендуемая литература …………………………………………………….246
Часть 8. Программы повышения гуманистического значения
спорта и олимпийского движения в сфере
международных отношений…………………………………………….248
8.1. Общий (абстрактный) подход к решению проблемы
8.2. Программы активизации сознательной, целенаправленной деятельности
по реализации гуманистической роли спорта в международных
отношениях …………………………………………………………….251
8.3. Программы внесения изменений в спорт, в организацию
спортивных соревнований ……………………………………………..277
8.4. Спартианская программа гуманизации спорта………………………292
Вопросы для повторения (самопроверки)………………………………………..305
Рекомендуемая литература ……………………………………………………….306
Заключение………………………………………………………………………308
Библиография основных публикаций по теме……………………………310
Приложение……………………………………………………………………340
Стр.5
6
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования по направлению подготовки 030800 – международные
отношения – в число компонентов профессиональной компетентности
этих специалистов включается их умение ориентироваться в основных современных
тенденциях мирополитического развития, знание и понимание логики
глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных
отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности,
ориентация в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния
планетарной среды, мировой экономики и мировой политики.
В целях формирования такой профессиональной компетентности в учебных
программах, учебниках и учебных пособиях предусматривается усвоение
студентами, обучающимися по специальности «Международные отношения»,
комплекса знаний о важнейших аспектах современных международных отношений,
в том числе таких, как «экономическое измерение», «политикоправовое
измерение», «научно-технологическая составляющая» международных
отношений и мировой политики, «Интернет в мировой политике».
Однако сложные социальные процессы, качественные изменения, происходящие
во всех сферах современного общества, особенно в нашей стране, и
связанная с этим необходимость существенного повышения эффективности системы
образования предъявляют все более высокие требования к теоретикометодологической
и мировоззренческой подготовке специалистов различных
отраслей общественного производства, науки, техники, в том числе. В связи с
этим в настоящее время активно обсуждается проблема совершенствования
подготовки специалистов в области международных отношений, повышения
их профессиональной компетентности.
Одно из важных направлений этого процесса – формирование профессиональной
компетентности студентов в вопросах, касающихся «спортивной составляющей»
международных отношений.
Необходимость этого определяется тем, в настоящее время спорт превратился
в важное явление общественной жизни как на национальном, так и на
международном уровнях. Он оказывает воздействие на все слои и сферы современного
общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование,
политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации
сферу досуга и т.д.
Особенно важное значение в современном обществе имеет современное
олимпийское движение. Это движение, сформировавшееся на основе спорта, в
настоящее время превратилось, пожалуй, в самое глобальное социальное движение
(по крайней мере с точки зрения числа стран и населения мира, которые
в нем участвуют). Так, например, в 2004 году в летних Олимпийских играх в
Афинах участвовали 10 тысяч лучших спортсменов мира – представители 202
Национальных олимпийских комитетов. Олимпийские игры смотрят миллионы
зрителей и более двух миллиардов телезрителей. В последние годы рамки
Стр.6