В.И. Столяров
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(понятие, структура, методы)
0
Стр.1
Спартианский Гуманистический Центр
Российского государственного университета
физической культуры, спорта, молодежи и туризма
В.И. Столяров
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(понятие, структура, методы)
Монография
Саратов
ООО Издательсский Центр «Наука»
2013
1
Стр.2
УДК 796
ББК 75
С81
Столяров В.И.
Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы):
Монография/Отв. редактор и автор Предисловия – член-корреспондент РАО, д.п.н.,
профессор А.Н. Блеер. – Монография. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013. –
311 с.
ISBN 978-5-9999-1796-6
Данная монография – вторая в серии книг автора, посвященных анализу сложных и дискуссионных
проблем современного физического воспитания, процесса его модернизации, и разработанной им
инновационной общетеоретической концепции комплексного физического воспитания.
В первой книге «Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания»
дан аналитический обзор отечественных и зарубежных публикаций, в которых предлагаются различные
варианты новой системы физического воспитания, адекватной современным условиям.
Данная вторая книга посвящена изложению разработанной автором инновационной общетеоретической
концепции современного физического воспитания – системы понятий, характеризующих это воспитание, его
структуры и методов. В данной концепции предпринята попытка преодолеть узкие, односторонние подходы к
пониманию задач, форм и методов современного физического воспитания, предложить его системную характеристику,
учитывающую все позитивное в предлагаемых различными авторами концептуальных подходах. При
этом автор исходит из положения о том, что физическое воспитание для эффективного функционирования и
развития в современных условиях должно учитывать многосторонние социальные запросы и требования, интересы
и потребности разных групп населения, специфические условия организации и т.д., т.е. должно быть комплексным.
В
монографии широко представлены взгляды по обсуждаемым проблемам современной системы
физического воспитания также других отечественных и зарубежных исследователей.
Монография носит междисциплинарный характер и адресована как научным работникам, преподавателям,
аспирантам, так и специалистам-практикам, организаторам физического воспитания различных групп
населения, в учебных и внеучебных заведениях и т.д. Она может быть использована как учебное пособие по
теории физического воспитания для тех, кто изучает или преподает эту дисциплину. Содержащаяся в книге
обширная информация, а также библиография по различным проблемам физического воспитания будут поле зны
и тем, кто занимается разработкой этих проблем.
Рецензенты:
С.Д. Неверкович, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор
РГУФКСМиТ;
О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ
УДК 796
ББК 75
ISBN 978-5-9999-1796-6
© Столяров В.И., 2013
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Блеер А.Н. Предисловие.………………..................................................5
Введение (от автора)……………………………………………………….12
Глава 1. Телесное воспитание ……………………………………………20
1.1. Биологическое тело человека и процесс его развития…………….. 20
1.2. Понятие культуры…………………………………………………….. 21
1.3. Социокультурное тело и процесс его формирования……………… 29
1.4. Понятие телесной культуры…………………………………………. 36
1.5. Формы (модели) телесной культуры………………………………… 40
1.6. Структура телесной культуры……………………………………….. 48
1.7. Значение телесной культуры и ее взаимоотношение с другими
элементами культуры ………………………………………………… 64
1.8. Понятие социализации и воспитания…………………………………66
1.9. Гуманистическая интерпретация социализации и воспитания……. 70
1.10. Понятие телесного воспитания …………………………………….. 76
1.11. Два основных направления и элемента телесного воспитания…… 80
1.12. Телесное воспитание, образование и обучение (в узком смысле)… 85
1.13. Современное значение телесного воспитания……………………… 86
1.14. Проблема ценностной ориентации современного телесного
воспитания……………………………………………………………..88
1.15. Методы современного телесного воспитания……………………… 94
1.16. Место и значение фитнес-программ (технологий) в системе
форм и методов современного телесного воспитания……………...103
Глава 2. Физкультурное (личностно-ориентированное)
двигательное воспитание…………………………………………………. 120
2.1. Проблема определения сущности и специфики физкультурной
двигательной деятельности…………………………………………… 120
2.2. Понятие, формы и значение физкультурной двигательной
деятельности……………………………………………………………124
2.3. Понятие и формы культуры личностно-ориентированной
(физкультурной) двигательной деятельности………………………. 133
2.4. Структура культуры личностно-ориентированной
(физкультурной) двигательной деятельности………………………. 137
2.5. Общее понятие физкультурно-двигательного воспитания………… 144
2.6. Основные направления и элементы физкультурно-двигательного
воспитания………………………………………………………………145
2.7. Физкультурно-двигательное воспитание, образование и
обучение (в узком смысле)…………………………………………….156
2.8. Формы и методы базисного физкультурно-двигательного
воспитания………………………………………………………………157
2.9. Формы и методы ценностно-ориентированного
3
Стр.4
физкультурно-двигательного воспитания…………………………….179
Глава 3. Спортивное воспитание………………………………………… 184
3.1. Проблема определения сущности и специфики спорта ………….. 184
3.2. Спортивное соревнование как особая разновидность
соперничества…………………………………………………………187
3.3. Спорт, многообразие его форм, функций, ценностей…………….. 203
3.4. Понятие и формы (модели) спортивной культуры…………………213
3.5. Структура спортивной культуры ……………………………………218
3.6. Понятие, основные направления и элементы спортивного
воспитания…………………………………………………………….224
3.7. Проблема ценностной ориентации современного спортивного
воспитания ………………………………………………………….231
3.8. Спортивное воспитание, образование, обучение
(в узком смысле) …………………………………………………….244
3.9. Методы спортивного воспитания…………………………………... 245
Заключение …………………………………………………………………….. 253
Литература ………………………………………………………………………. 259
4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на
решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования
детей и молодежи. Но особенно актуальной эта проблема является
для современной России. Об этом свидетельствуют материалы ежегодных
государственных докладов «О положении детей в Российской Федерации»,
Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья
населения, Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья,
другие материалы.
По данным ряда исследований, около 75% детей дошкольного возраста
нашей страны имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети
среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших –
всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические
заболевания. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники
10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Около
40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни
сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом
обусловлены недостаточной двигательной активностью.
Причем, за период обучения в школе показатели физического здоровья
учащихся, в среднем, ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый
класс практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность
сокращается наполовину. Около 50% юношей и девушек выходят из
школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников
можно считать практически здоровыми.
По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей
школьного возраста полностью отлучены от занятий физкультурой. По данным
Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15–17 лет, прошедших профилактические
осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом
треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии [см.: Бальсевич,
2005; Барышева, Виноградов П.А., Жолдак, 1997; Вишневский В.А., 2002; Гостев
Р.Г., Гостев Г.Р., Никитина С.Ф., 2004; Смирнов Н.К., 2002 и др.],
Факты свидетельствуют о негативных тенденциях и в физической подготовленности
школьников [Бальсевич, 2005; Виноградов П.А., 1995; Вишневский
В.А., 2002; Комков, 1998, 2002б и др.]. Лишь часть школьников (30–70%)
выполняют нормативы государственной программы. При этом особую трудность
вызывают испытания, требующие проявления такого важнейшего для
здоровья качества, как выносливость.
Последние 20–25 лет знаменуются широким распространением среди
школьников различных психических расстройств и отклонений в психическом
развитии. Чаще всего они формируются в момент поступления в школу, при
переходе в среднее звено и у старшеклассников в связи с увеличением объема
учебной нагрузки. Число абсолютно здоровых в психическом отношении
школьников снижается и в старших классах составляет 10–15%. На фоне со5
Стр.6