Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543603)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт : Статья (240,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Издательство[Б.и.]
Страниц142
ID543022
АннотацияПроблему гуманизации современного спорта мы уже неоднократно обсуждали в предыдущих публикациях [см. Столяров, 1977, 1981-1982, 1984 б, в, 1988-1997; Stolyarov, 1977-1980, 1984, 1985, 1988-1991, 1995]. Еще в 1990-1991 гг. в рамках разработанного нами проекта под названием «СпАрт» /»SpArt»/, которое производно от трех английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство, нами были обоснованы главные, основные, принципиальные положения спартианской программы гуманизации современного спорта [см. Столяров, 1990 г, 1991 а-г; Stolyarov, 1991 a, b, c]. Во многих публикациях, связанных с этим проектом и проблемой гуманизации спорта, мы возвращались к этой программе. С 1991 г. началась практическая реализация указанного проекта, включая спартианскую программу гуманизации спорта. Столяров В.И. (1998). Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий. Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сб./Сост. и ред.: В.В.Кузин., В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С.54–263. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт : Статья [Электронный ресурс] / В.И. Столяров .— : [Б.и.], 1998 .— 142 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/543022

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Еще в 1990-1991 гг. в рамках разработанного нами проекта под названием «СпАрт» /»SpArt»/, которое производно от трех английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство, нами были обоснованы главные, основные, принципиальные положения спартианской программы гуманизации современного спорта [см. Столяров, 1990 г, 1991 а-г; Stolyarov, 1991 a, b, c]. <...> В разработке материалов отдельных акций, связанных с реализацией проекта и программы, и в самой этой реализации принимала участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников в области культуры, физического воспитания, спорта, организации досуга: Баринова И.В., Батманов Н.П., Богословский В.В., Брызгалов Ю.С., Вишневский В.И., Гаврилкин И.Б., Глотова Л.П., Горбатов А.Н., Губарева Т.И., Егоров А.Г., Елистратов М.В., Козырева О.В., Кузнецова З.М., Курило С.И., Кучер Н.И., Лабскир В.М., Михович А.С., Новикова С.С., Петлеваный Г.Ф., Подколзина Л.Н., Русаков В.И., Савельев А.Ф., Самусенков О.И., Симаков Ю.П., Стопникова Е.В., Чайникова Е.Д. и др. <...> Центральными среди них являются два понятия: «спорт» и «гуманизация спорта». <...> В качестве главного элемента спорта мы рассматриваем спортивные соревнования. <...> Понятие «спортивные соревнования» мы и используем для отличения соревнований в игровой (и модифицированной игровой) деятельно сти от соревнований в других видах деятельности (от соревнований в процессе труда, художественных конкурсов, военных сражений, драк и т.д.) <...> Понятие «гуманизация спорта» в первую очередь связано с концепцией гуманизма. <...> В спорте, поскольку он представляет собой гуманную, игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни, заключен огромный гуманистический потенциал [см. Столяров, 1988-1997; Столяров, Ипатов, 1996; Столяров, Самусенкова, 1996; Ценности спорта., 1996; For a Humanism of Sport, 1994; Humanistyczne wartosci sportu., 1978; Krawczyk, 1990; Sport and <...>
Проблема_гуманизации_современного_спорта_и_комплексная_спартианская_программа_ее_решения_российский_опыт__Статья.pdf
Столяров В.И. (1998). Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. третий. Перспективы и пути повышения гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сб./Сост. и ред.: В.В.Кузин., В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С.54–263. Предисловие /54/ Проблему гуманизации современного спорта мы уже неоднократно обсуждали в предыдущих публикациях [см. Столяров, 1977, 1981-1982, 1984 б, в, 1988-1997; Stolyarov, 1977-1980, 1984, 1985, 1988-1991, 1995]. Еще в 1990-1991 гг. в рамках разработанного нами проекта под названием «СпАрт» /»SpArt»/, которое производно от трех английских слов: «Spirituality» – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство, нами были обоснованы главные, основные, принципиальные положения спартианской программы гуманизации современного спорта [см. Столяров, 1990 г, 1991 а-г; Stolyarov, 1991 a, b, c]. Во многих публикациях, связанных с этим проектом и проблемой гуманизации спорта, мы возвращались к этой программе. С 1991 г. началась практическая реализация указанного проекта, включая спартианскую программу гуманизации спорта. В разработке материалов отдельных акций, связанных с реализацией проекта и программы, и в самой этой реализации принимала участие большая группа ученых, преподавателей, аспирантов, практических работников в области культуры, физического воспитания, спорта, организации досуга: Баринова И.В., Батманов Н.П., Богословский В.В., Брызгалов Ю.С., Вишневский В.И., Гаврилкин И.Б., Глотова Л.П., Горбатов А.Н., Губарева Т.И., Егоров А.Г., Елистратов М.В., Козырева О.В., Кузнецова З.М., Курило С.И., Кучер Н.И., Лабскир В.М., Михович А.С., Новикова С.С., Петлеваный Г.Ф., Подколзина Л.Н., Русаков В.И., Савельев А.Ф., Самусенков О.И., Симаков Ю.П., Стопникова Е.В., Чайникова Е.Д. и др. /55/ С учетом выявляемых в ходе практической реализации программы ее «плюсов» и «минусов» продолжалась ее дальнейшая разработка, в нее вносились определенные дополнения и уточнения. Важную роль в этом играл теоретический анализ самой проблемы гуманизации спорта, а также анализ других программ этой гуманизации, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. В данной работе ставятся следующие основные задачи: 1) дать уточненный теоретический анализ самой проблемы гуманизации современного спорта: используемого понятийного аппарата, возможности и необходимости гуманизации спорта, тех факторов, которые препятствуют этому, а также тех многочисленных предложений и программ, которые предлагались и предлагаются для решения проблемы; 2) изложить в уточненном, скорректированном виде концептуальные идеи спартианской программы с учетом опыта ее практической реализации и теоретической доработки с 1991 г.; 3) сопоставить данную программу с другими аналогичными программами и охарактеризовать ее особенности и социальный эффект; 4) подвести первые итоги практического воплощения в жизнь программы и обсудить ее дальнейшие перспективы. I. ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА Для правильной постановки проблемы и ее решения необходимо использовать ряд понятий. Центральными среди них являются два понятия: «спорт» и «гуманизация спорта». Уточним эти понятия.
Стр.1
Понятия «спорт» и «гуманизация спорта». В качестве главного элемента спорта мы рассматриваем спортивные соревнования. Разъясним это понятие. Cоревнование выступает прежде всего как «борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами»: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями (как одушевленными, так и неодушевленными [Loy, McPherson, Kenyon, 1978, р. 8]. /56/ Вместе с тем соревнование есть одна из форм социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности. Соревнование «есть процесс, в котором сравнение действий индивидов производится на основе некоторого стандарта, в присутствии, по крайней мере, одного лица, которому известен критерий сравнения и который способен оценить процесс сравнения» [Social problems in athletics, 1976, p. 14]. Соревнования и состязательные отношения весьма разнообразны. Они связаны, в частности, с разнообразием элементов соревновательного отношения. Элементами данного отношения могут быть: отдельные люди (например, бой двух боксеров или состязание легкоатлетов в беге на 100 метров); группы людей (например, командные соревнования по хоккею, футболу и т.д.); отдельные люди или группы людей, с одной стороны, и живые объекты природы, с другой (например, охота на оленей); отдельные люди или группы людей, с одной стороны, и неодушевленные явления природы, с другой (например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание); отдельные люди или группы людей, стремящиеся преодолеть какую-то ранее установленную норму (например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м., или баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей); человек, соревнующийся сам с собой (стремящийся преодолеть ранее показанный им результат, ранее установленное достижение в какой-то области). Возможны и различные комбинации этих ситуаций (например, спортсмен, участвующий в кроссе, может быть одновременно включен в состязание как человек против человека, как член команды против команды соперников, как индивидуум или член команды против «идеального» стандарта (при желании побить рекорд кросса в личном или командном зачете) [ср. Loy, McPherson, Kenyon, 1978, р. 8]. Различие соревнований может быть связано также с составом участников, мотивами их участия в соревнованиях, продолжительностью соревнований, наличием правил или их отсутствием, направленностью соревнований (соревнования с гуманистической направленностью или антигуманные). Очень важно отличать соревнования, /57/ в которых сравниваются и демонстрируются двигательные (физические) возможности человека, от соревнований в интеллекте, памяти, внимании и других психических способностях. В нашу задачу не входит детальная классификация соревнований. В связи с обсуждаемой проблемой помимо указанных выше различений важно обратить внимание на различие соревнований, обусловленное их связью с определенными видами деятельности. Соревнования могут быть вплетены в самую различную деятельность. Они могут быть элементом: трудовой, производственной, экономической деятельности (например, "социалистическое соревнование", конкуренция производителей, банков, фирм и т.п.); учебной деятельности (соревнования в учебе); познавательной и научноисследовательской деятельности (например, конкурсы ученых); художественной деятельности (конкурс танцоров, певцов, музыкальных исполнителей и т.п.); военной деятельности (военные сражения) и т.д. В связи с обсуждаемой проблемой среди разнообразных форм и видов соревнова
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически