Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФКа. <...> Актуальность разработки методологических проблем позна3 2 Методологические проблемы определения понятий в процессе познания физической культуры и спорта и их актуальность………. <...> Логико-методологические принципы определения понятий и их значение в процессе познания физической культуры и спорта ………… 22 3.1. <...> Актуальность разработки методологических проблем познания физической культуры и спорта 3 В настоящее время в области физической культуры и спорта (ФКиС) 1 очень остро стоит вопрос о повышении эффективности научных исследований, которые приобретают все более широкий размах и решают все более сложные задачи. <...> /4/ Повышение эффективности научных исследований в области ФКиС прежде всего может быть достигнуто на основе совершенствования применяемых здесь методов познания, более широкой и глубокой ориентации на те выводы и рекомендации, которые дает современная логика и методология науки. <...> Для повышения методологического уровня научных исследований ФКиС необходимы постановка, специальное обсуждение и решение соответствующих методологических проблем. <...> Термин «методологические проблемы» используется при этом в самых различных значениях. <...> Поэтому уточним понятие «методологические проблемы», а также тесно связанные с ним понятия «метод», «методологические принципы» и некоторые другие, которые весьма часто будут использоваться в данной работе. <...> В процессе научного познания всякий исследователь имеет дело с проблемами двоякого рода (71, с. <...> Дело в том, что всякий исследователь поставлен /5/ перед необходимостью отыскивать правильный в научном отношении метод познания. <...> Понятие метода познания мы связываем с определенными действиями (операциями), 1 В целях удобства иногда мы будем использовать данное сокращение, а также некоторые <...>
Методологические_принципы_определения_понятий_в_процессе_научного_исследования_физической_культуры_и_спорта_Учебное_пособие_для_аспирантов_и_соискателей.pdf
Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в
процессе научного исследования физической культуры и спорта: Учебное
пособие для аспирантов и соискателей ГЦОЛИФКа. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
– 98с.
СОДЕРЖАНИЕ
ния
физической культуры и спорта……………………………………
1.Актуальность разработки методологических проблем позна3
2
Методологические проблемы определения понятий в процессе
познания
физической культуры и спорта и их актуальность………..
13
3. Логико-методологические принципы определения понятий и
их
значение в процессе познания физической культуры и спорта …………
22
3.1. Учет
эффективности
определений
тов
процесса определения понятий ………………………………
3.3.
тий..65
понятия……………...........22
3.2.Различение
содержательного и терминологического аспек36
Необходимость
учета всей системы используемых поняЛитература……………………………………………………………………….95
/3/
С 1982/83 учебного года заведующим кафедрой истории физической
культуры и спорта ГЦОЛИФКа профессором В.И. Столяровым разработан
и читается для аспирантов и соискателей спецкурс «Философские и
социальные проблемы физической культуры и спорта». Важное место в
этом спецкурсе отводится методологическим проблемам научного исследования
физической культуры и спорта, в том числе и проблемам определения
понятий.
В данном пособии, предназначенном для аспирантов и соискателей, рассматриваются
именно эти проблемы. Пособие может быть полезно для
всех, кто проводит научные исследования в области физической культуры и
спорта и интересуется соответствующими методологическими проблемами.
1. Актуальность разработки методологических проблем
познания физической культуры и спорта
3
Стр.1
В настоящее время в области физической культуры и спорта (ФКиС)
1
очень остро стоит вопрос о повышении эффективности научных исследований,
которые приобретают все более широкий размах и решают все более
сложные задачи.
/4/ Повышение эффективности научных исследований в области ФКиС
прежде всего может быть достигнуто на основе совершенствования применяемых
здесь методов познания, более широкой и глубокой ориентации на
те выводы и рекомендации, которые дает современная логика и методология
науки.
Для повышения методологического уровня научных исследований
ФКиС необходимы постановка, специальное обсуждение и решение соответствующих
методологических проблем.
О методологических проблемах весьма часто говорится и пишется в
последнее время. Термин «методологические проблемы» используется при
этом в самых различных значениях. В этом не было бы ничего плохого,
если бы каждый раз четко оговаривалось, в каком именно значении данный
термин используется. Однако, как правило, его применяют без достаточно
четкого определения или даже разъяснения. В силу этого к методологическим
проблемам относят самые разнообразные (а порой и просто любые,
по крайней мере, важные, актуальные) проблемы.
Поэтому уточним понятие «методологические проблемы», а также
тесно связанные с ним понятия «метод», «методологические принципы» и
некоторые другие, которые весьма часто будут использоваться в данной
работе.
В процессе научного познания всякий исследователь имеет дело с
проблемами двоякого рода (71, с. 132–134). Прежде всего его интересуют
вопросы о том, что представляют собой изучаемые им предметы и явления,
какие свойства связи, законы им присущи и т. д. Для получения ответа на
эти вопросы и проводится научное исследование, строится научная теория
2
.
Данные проблемы будем называть теоретическими.
Но ученый не может ограничиться решением только этих проблем.
Дело в том, что всякий исследователь поставлен /5/ перед необходимостью
отыскивать правильный в научном отношении метод познания. Понятие
метода познания мы связываем с определенными действиями (операциями),
1 В целях удобства иногда мы будем использовать данное сокращение, а также некоторые
другие: ФСД – физкультурно-спортивная деятельность, ТФК – теория физической
культуры, ТФВ – теория физического воспитания
2 В данном случае и ниже теория будет пониматься в широком смысле – как система
знаний, получаемых в ходе всего научного исследования, а не только на теоретическом
уровне познания.
Стр.2