ЧЕХОВА «ЧЕРНЫЙ МОНАХ» © Э.А. Радь Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. <...> Зайнаб Биишевой Поступила в редакцию 13 июля 2012 года Аннотация: Автор статьи, возводя повесть А.П. Чехова к древнерусским традициям, рассматривает в ней притчевую традицию, евангельский сюжет о блудном сыне, темы судьбы и двойничества, сходства с житием святого Антония и повестями XVII века. <...> Данный подход позволяет осмыслить и уникальность чеховского текста, и обновление традиций, наполнение их новым смыслом, и целостность литературного процесса. <...> Ключевые слова: диалог эпох, древнерусские традиции, притча, сюжет о блудном сыне, тема судьбы. <...> Подобную обращенность, как сознательную, так и бессознательную, мы наблюдаем на примере повести А.П. Чехова «Черный монах», сопряженной с явлениями сверхличностной памяти, образующими широчайшую область разного рода перекличек. <...> Интертекстуальные переплетения в повести «Черный монах» осуществляются как на уровне аллюзий, реминисценций, так и на уровне актуализации читательским сознанием межтекстовых связей, «полигенетичности» текста, мифологической закодированности. <...> заметил: «текст существует лишь в силу межтекстовых отношений, в силу интертекстуальности» [2, 428]. <...> В связи с этим нами предпринята попытка обнаружить разнообразные межтексто© Э.А. Радь, 2012 вые связи, коды, имплицитно присутствующие в конкретном чеховском произведении. <...> В чеховском тексте проявляется глубокая укорененность в многовековых пластах культурных, жанровых традиций и содержится момент воскрешения и обновления исторически продуктивных способов организации художественного целого. <...> Так, в чеховском рассказе/повести периода творческой зрелости нами обнаружено: 1) созвучие с библейским притчевым сюжетом о блудном сыне (по мнению А.П. Чудакова, рассказ уходит своими корнями в культурно-историческую память притчевой традиции [5, 14]); ВЕСТНИК ВГУ. <...> ЧЕХОВА «ЧЕРНЫЙ МОНАХ» библейской легендой <...>