ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» © З.Э. Бабаева Астраханский государственный университет Поступила в редакцию 1 октября 2012 года Аннотация: В статье на материале повести Н.В. Гоголя «Портрет» даётся реалистическая интерпретация сюжета первой части произведения. <...> Выделяются и анализируются ключевые описательные характеристики, позволяющие толковать события с рациональной точки зрения. <...> Делается вывод о мотивации поступков героя, не связанной с вмешательством ирреальных, сверхъестественных образов. <...> Гоголь пишет свое произведение в 1834 году (как и А.С. Пушкин «Пиковую даму»). <...> Автор внес изменения в текст вследствие неодобрительного отзыва В.Г. Белинского о повести, который писал: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно… Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. <...> «Портрет» охватывает широкий круг проблем: это и проблема назначения искусства, и извечная антиномия добра и зла, и внутренний конфликт героя с общественными устоями и заказами государства, проблема смысла человеческой жизни и судьбы отдельно взятой личности в тщеславном мире. <...> Все они находят отражение в судьбе центрального персонажа – талантливого художника Чарткова, © З.Э. Бабаева, 2012 16 променявшего свой дар на деньги и славу. <...> Гоголю было важно показать сложную природу творчества, назначения искусства, правильного использования искры Божьей, поэтому в произведении соотнесены судьбы трех художников: Чарткова, возлагавшего большие надежды в области искусства, но сломавшегося под тяжестью нищеты и растратившего все духовные ценности, которыми наделила его природа; молодого живописца из Италии, чье «чистое, непорочное, прекрасное <...>