2012, №1 УДК 81`34 ЛЕКСИКА НА СЛУЖБЕ У ГРАММАТИКИ © 2012 З.Д. Попова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 17 февраля 2012 г. Аннотация: В статье представлены примеры, иллюстрирующие процесс трансформации знаменательных слов в служебные на материале словоформы вместе с кем/чем. <...> Ключевые слова: лексические значения, семантические изменения, грамматические значения, развитие служебных слов. <...> Key words: meaning, semantic change, grammar meaning, auxiliary words Развитие служебных слов из знаменательных в процессе речи происходит постоянно. <...> Из трудов индоевропеистов, из исследований по исторической грамматике известны многочисленные примеры образования падежных и глагольных флексий, частиц, предлогов и союзов, например, таких, как -ся из себя, кроме из крома, если из есть ли и многих других. <...> В последние десятилетия наблюдается активное нарастание производных предлогов из знаменательных слов [1, 681-685; 3, и мн.др.] <...> . Став предлогом, лексема может продолжать свои частеречные трансформации, входя в состав союзных слов, превращаясь в союз, теряя мотивированную связь со своим былым лексическим значением. <...> Проиллюстрируем этот процесс на примере словоформы вместе, которая усилила предложно-падежную форму С+творительный падеж. <...> Форма С+твор.п., обозначающая соучастника действия, является одной из древнейших, а сам предлог С возник из индо-европейской лексемы *san/sam, имевшей значение вместе [подробнее см. <...> В современном русском языке предлог С лексически ничем не мотивирован и участвует в выражении многих значений. <...> Предложно-падежная форма С+род.п. в зависимости от лексического наполнения может обозначать и начало пути, и начало времени действия, и причину действия, и некоторые другие «начала». <...> Форма С+твор.п. обозначает соучастника основного действия, описываемого в высказывании (лицо, необходимый предмет, сопутствующее событие и т. д.) <...> . Возможно, именно многозначность и немотивированность пред© З.Д. Попова, 2012 90 лога С вызвала <...>