№ 1 НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ А. А. <...> Меланьина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 октября 2010 г. Аннотация: освещены проблемы нормативной регуляции в группах с разным уровнем социально-психологического развития, раскрыты понятие, структура, основные особенности нормативной регуляции группового субъекта, определяющие возможность ее использования для развития учебной мотивации студентов. <...> Проанализированы результаты исследования особенностей нормативной регуляции в студенческих группах с разным уровнем социально-психологического развития, приведены рекомендации по повышению мотивации учебной деятельности студентов. <...> Ключевые слова: нормативная регуляция, норма, нормативные санкции, группа, учебная группа, групповой субъект, мотивация учебной деятельности, уровень социально-психологического развития группы. <...> Одной из актуальных проблем высшего образования является проблема адекватной учебной мотивации студентов. <...> Педагогическая практика показывает, что в связи с социально-экономическими особенностями современного этапа развития российского общества учебная мотивация студентов обладает определенной спецификой. <...> С одной стороны, уровень мотивированности студентов не всегда достаточно высокий для успешного обучения, с другой – в содержательном отношении иерархия мотивов учебной деятельности такова, что внешние мотивы преобладают над внутренними, а мотивация достижения успеха уступает по степени выраженности мотивации избегания неудачи. <...> Одним из ведущих источников формирования мотивации индивида, наряду с личностными особенностями, является социальное окружение. <...> В формировании учебной моти© Меланьина А. А., 2011 20 вации значительную роль играет такой элемент социальной среды студента, как учебная группа. <...> При этом одним из основных механизмов формирования и развития учебной <...>