Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лингвокультурный образ «детектив» (на материале детективных романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Агаты Кристи об Эркюле Пуаро) : монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТаскаева Анна Вячеславовна
ИздательствоЭнциклопедия
Страниц184
ID513344
АннотацияИсследование посвящено изучению особенностей национальной лингвоментальности на примере лингвокультурного анализа образа детектив, реализованного на лексическом и дискурсивном уровнях. В монографии автор рассматривает лингвокультурный образ детектив в аспекте бинарной оппозиции «свое» – «чужое» на примере двух ярких детективов: Шерлока Холмса, воплощающего автостереотипные представления о детективе со всем набором характеристик, присущих английскому национальному характеру, и Эркюля Пуаро как детектива-иностранца, частично ассимилировавшегося в английскую лингвокультуру и обобщающего гетеростереотипные представления об английском национальном характере.
ISBN978-5-91274-226-2
Таскаева, А.В. Лингвокультурный образ «детектив» (на материале детективных романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Агаты Кристи об Эркюле Пуаро) : монография / А.В. Таскаева .— Челябинск : Энциклопедия, 2013 .— 184 с. — ISBN 978-5-91274-226-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/513344 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» Кафедра восточных и романо-германских языков ТАСКАЕВА Анна Вячеславовна Лингвокультурный образ «детектив» (на материале детективных романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Агаты Кристи об Эркюле Пуаро) Челябинск, 2013 УДК 432.0(075.8) ББК Ш12=432.1я7 Т23 Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Питина Светлана Анатольевна Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Попова Наталья Борисовна кандидат филологических наук Кубиц Галина Васильевна Таскаева, А. <...> Т23 Лингвокультурный образ «детектив» (на материале детективных романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Агаты Кристи об Эркюле Пуаро) : монография / А. В. Таскаева. <...> В монографии автор рассматривает лингвокультурный образ детектив в аспекте бинарной оппозиции «свое» – «чужое» на примере двух ярких детективов: Шерлока Холмса, воплощающего автостереотипные представления о детективе со всем набором характеристик, присущих английскому национальному характеру, и Эркюля Пуаро как детектива-иностранца, частично ассимилировавшегося в английскую лингвокультуру и обобщающего гетеростереотипные представления об английском национальном характере. <...> Концепт как единица лингвокультурологии Содержание понятия «лингвокультурный образ» Национальный характер Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «языковая личность» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «этнический стереотип» Соотношения понятий «лингвокультурный образ» и «имидж» Соотношение понятий «лингвокультурный образ», «роль» и «амплуа» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «идеальная (модельная) личность» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «модальная личность» ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ <...>
Лингвокультурный_образ_«детектив»_(на_материале_детективных_романов__Артура_Конан_Дойла_о_Шерлоке_Холмсе_и_Агаты_Кристи_об_Эркюле_Пуаро).pdf
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗА 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.6. 1.7. 1.8. Концепт как единица лингвокультурологии Содержание понятия «лингвокультурный образ» Национальный характер Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «языковая личность» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «этнический стереотип» Соотношения понятий «лингвокультурный образ» и «имидж» Соотношение понятий «лингвокультурный образ», «роль» и «амплуа» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «идеальная (модельная) личность» Соотношение понятий «лингвокультурный образ» и «модальная личность» ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА ДЕТЕКТИВ В ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ 2.1. 2.2. Официальные, стилистически нейтральные репрезентации лингвокультурного концепта детектив Неофициальные, стилистически окрашенные репрезентации лингвокультурного концепта детектив ..........6 ........11 ........12 ........16 ........21 ........24 ........27 ........30 ........32 ........33 ........34 ........37 ........39 ........39 ........61 3
Стр.3
2.2.1. 2.2.2. 2.2.3. 2.2.4. 2.2.5. 2.2.6. 2.2.7. Наименования, образованные путем трансформации лексического значения, основанной на метафорической связи Наименования детектива, образованные путем контаминированных переносов лексического значения Наименование детектива – конверсивы Наименование детектива, образованные от отглагольных существительных при помощи аффиксации Наименования по принципу прецедентности Наименования – варваризмы ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ГЛАВА III ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗА ДЕТЕКТИВ 3.1. 3.1.1. 3.1.2. 3.2. 3.2.1. 3.2.2. 3.3. 4 Характеристика внешности детектива Характеристика внешности детектива на примере Шерлока Холмса Характеристика внешности детектива на примере Эркюля Пуаро Особенности профессиональной деятельности и методы работы детектива Особенности профессиональной деятельности и методы работы детектива на примере Шерлока Холмса Особенности профессиональной деятельности и методы работы детектива на примере Эркюля Пуаро Семейное положение детектива ........61 Наименования детектива, образованные путем трансформации лексического значения, основанной на метонимической связи ........67 ........70 ........72 ........75 ........77 ........81 ........83 ........85 ........85 ........85 ........88 ........94 ........94 ........96 ........98
Стр.4
3.4. 3.4.1. 3.4.2. 3.5. 3.5.1. 3.5.2. 3.6. 3.6.1. 3.6.2. 3.6.3. 3.6.4. Лингвокультурный образ детектив в аспекте бинарной оппозиции «свое» – «чужое». Лингвистические средства выражения этнических стереотипов Лингвистические средства выражения этнических стереотипов на примере Шерлока Холмса Лингвистические средства выражения этнических стереотипов на примере Эркюля Пуаро Лингвокультурный образ детектив в аспекте бинарной оппозиции «свое» – «чужое». Характеристика речевого портрета детектива Характеристика речевого портрета детектива на примере Шерлока Холмса Характеристика речевого портрета детектива на примере Эркюля Пуаро Ценностные характеристики лингвокультурного образа детектив Моральные и нравственные качества детектива Внешняя оценка детектива Собственная оценка детектива Оценка лингвокультурного образа детектив в сознании респондентов ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......100 ......100 ......108 ......115 ......115 ......121 ......129 ......130 ......135 ......149 ......153 ......160 ......162 ......165 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ и посвящено изучению особенностей национальной лингвоментальности на примере лингвокультурного анализа образа детектива, реализованного на лексическом и дискурсивном уровнях. Актуальность темы исследования обусловлена следующими Д моментами: 1) изучение и описание лингвокультурных концептов важны для понимания культурных доминант поведения, свойственных представителям определенной нации; 2) исследование типизируемой личности с позиций лингвокультурологии является недостаточно изученной областью лингвистической науки; 3) детектив представляет собой узнаваемый образ в художественной литературе и позволяет увидеть некоторые существенные признаки ментальности, при этом концепт детектив еще не был предметом лингвистического изучения. Изучение лингвокультурных образов, или типажей является актуальной темой исследования в лингвокультурологии и лингвоперсонологии на современном этапе. Самыми значимыми исследованиями в этой области мы считаем работы В.И. Карасика, Е.А. Ярмаховой «Лингвокультурный типаж «английский чудак» (Волгоград, 2005), В.И. Карасика «Лингвокультурный типаж «русский интеллигент» (Волгоград, 2005) и О.А. Дмитриевой «Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века» («гусар», «казак», «декабрист», «светский москвич», «светский парижанин», «буржуа», «гризетка», «французский модник», Волгоград, 2007). Кроме того, осуществлено изучение следующих лингвокультурных типажей: − О.В. Лутовинова («хакер», Екатеринбург, 2006), − Л.П. Селиверстова («звезда Голливуда», Волгоград, 2007), − М.Б. Ворошилова («рокер», Екатеринбург, 2007), анное исследование выполнено в рамках лингвокультурологического направления в современном языкознании
Стр.6
− Т.С. Есенова («калмыцкий интеллигент», «подросток», «животновод», Элиста, 2007), − Н.Ц. Босчаева («калмыцкий аристократ», Элиста, 2008), − С.В. Евшеева («благопристойный жулик», Элиста, 2008), − И.Ю. Уфаева («HISPANIC», Нижний Новгород, 2008), − В.В. Деревянская («британский колониальный служащий», Волгоград, 2008), − А.Ю. Коровина («английский сноб», Волгоград, 2008), − Трендович Марчин («советский шпион», Гданьск, Польша, 2009), − Т.В. Бондаренко («английский дворецкий», Волгоград, 2009), − И.А. Мурзинова («британская королева», Волгоград, 2009), − Е.В. Гуляева («американский адвокат», Волгоград, 2009), − А.А. Щербаева («врач» и «учитель», Ставрополь, 2010), − И.В. Змиёва («маклер», Харьков, 2010), − Л.А. Васильева («британский премьер-министр», Нижний Новгород, 2010), − И.В. Щеглова («чиновник», Волгоград, 2010), − О.А. Ярошенко («русский интеллигент», Волгоград, 2011), − Е.А. Кытманова («комедиант», Москва, 2011), − Т.С. Валиева («пожилой человек», Нальчик, 2011), − Э.А. Кильдюшов («английский джентльмен», Уфа, 2011), − А.В. Асадуллаева («английский пират», Волгоград, 2011), − А.А. Рощина («китайский врачеватель», Волгоград, 2012), − С.В. Попова («школьная учительница», Волгоград, 2012), − О.Ю. Юшко («hero», Волгоград, 2012), − Т.В. Старцева («emigrant», Кемерово, 2012), − Е.О. Омеличкина («heros combattant», Кемерово, 2013), − А.В. Валяйбоб («американский первопроходец», Волгоград, 2013), − Л.Н. Бровикова («английский викарий», Волгоград, 2013). Объектом исследования является лингвокультурный образ детектив, в качестве предмета исследования рассматриваются характеристики данного образа, актуализированные в словарях и художественном дискурсе. В основу предпринятого исследования положена гипотеза: возникший в английской лингвокультуре образ детектив отраВведение 7
Стр.7
жает как универсальные особенности профессиональной деятельности, так и специфику национального характера. Целью исследования является лингвокультурное описание образа детектив. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: – разработать модель описания лингвокультурного образа детектив; – выявить понятийные и образные характеристики исследуемого концепта, установить его ценностные доминанты. Научная новизна выполненной работы состоит в следующем: – в определении структуры и содержания понятия «лингвокультурный образ» как разновидности лингвокультурного концепта; – в выявлении соотношения между понятиями лингвокультурный образ и языковая личность, этнический стереотип, имидж, роль, амплуа, идеальная личность, модальная личность; – в установлении понятийных, образных и ценностных характеристик лингвокультурного образа детектив; – в рассмотрении лингвокультурного образа в аспекте бинарной оппозиции «свое» – «чужое» на примере двух ярких детективов: Шерлока Холмса, воплощающего автостереотипные представления о детективе со всем набором характеристик, присущих английскому национальному характеру, и Эркюля Пуаро как детектива-иностранца, частично ассимилировавшегося в английскую лингвокультуру и обобщающего гетеростереотипные представления об английском национальном характере. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в развитии понятийного аппарата лингвокультурологии и лингвоперсонологии, в разработке нового подхода к изучению национального характера с позиций лингвистики. Практическая ценность работы состоит в возможности применения полученных результатов в курсах межкультурной коммуникации, лексикологии, страноведения, в спецкурсах по этнолингвистике, лингвокультурологии, лингвоконцептологии и лингвоперсонологии. В работе использовались следующие методы: компонентный, контекстуальный, интерпретативный анализы, метод сплошной выборки, интервьюирование респондентов. 8 А. В. Таскаева
Стр.8