Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №1 2013

ФУНКЦИИ ЗАГЛАВИЯ И ЭПИГРАФОВ В КНИГЕ К.Д. БАЛЬМОНТА «ЯСЕНЬ. ВИДЕНИЕ ДРЕВА» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМолчанова
Страниц4
ID507694
АннотацияВ статье раскрывается роль заглавия эпиграфов в малоизвестной книге К.Д. Бальмонта «Ясень. Видение Древа».
УДК821.161.1
Молчанова, Н.А. ФУНКЦИИ ЗАГЛАВИЯ И ЭПИГРАФОВ В КНИГЕ К.Д. БАЛЬМОНТА «ЯСЕНЬ. ВИДЕНИЕ ДРЕВА» / Н.А. Молчанова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2013 .— №1 .— С. 78-81 .— URL: https://rucont.ru/efd/507694 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВИДЕНИЕ ДРЕВА» © 2013 Н.А. Молчанова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 23.1.13 Аннотация: В статье раскрывается роль заглавия эпиграфов в малоизвестной книге К.Д. Бальмонта «Ясень. <...> Лирика Бальмонта 1910-х годов до сих пор остается серьезным пробелом в изучении творчества поэта и традиционно оценивается под знаком «упадка», усугубившегося распадом русского символизма как единого литературно-эстетического направления. <...> Между тем, в «Зареве зорь» (1912), в «Белом Зодчем» (1914), а особенно в книгах «Ясень» (1916) и «Сонеты Солнца, Меда и луны» (1917) поэт раскрывает совершенно неожиданные грани своего таланта, сохраняя приверженность символизму и одновременно своеобразно перекликаясь с постсимволистскими тенденциями литературы. <...> Думается, что наиболее значимая и в то же время самая сложная из бальмонтовских поэтических книг этого периода – книга «Ясень», имеющая подзаголовок «Видение Древа». <...> Данный подзаголовок призван обозначить зачатки единого лирико-мифологического сюжета, воссоздающего панораму истории человеческой цивилизации от «утра вселенной» до апокалипсиса, причем в развитии этого сюжета активную роль играют архаические древние мифы, христианские идеи, естественнонаучные и философские концепции XIX–ХХ веков. <...> Книге предпослан эпиграф, взятый из египетской «Сказки о двух братьях»: «Ибо я зачарую мое сердце и помещу его на вершине Древа в цветке». <...> В русских переводах этой сказки даются различные конкретные названия деревьев: акация, кедр, пиния. <...> Бальмонту было очень важно обобщить их в Древо, © Н.А. Молчанова, 2013 78 ибо речь шла о Древе жизни – Иггдразиле. <...> Символ «мирового Древа» в трагической ипостаси впервые появился у поэта в книге «Злые чары» (1906), чуть позднее он трансформировался в идеализированное «Славянское Древо» (книга «Жар-птица», 1907). <...> Это один из основополагающих символических образов бальмонтовской лирики. <...> С одной стороны, образ «древа жизни» гарантировал <...>