Чувашский государственный институт гуманитарных наук Научные доклады Выпуск 15 Э.Е. Лебедев СТРОЙ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Доклад на научной сессии Чувашского государственного института гуманитарных наук по итогам работы за 2013 год Чебоксары 2013 УДК 811.512.111 ББК 81.2=635.1 Л 33 Научный редактор Г.А. Николаев Лебедев Э.Е. <...> Введение Под строем чувашского языка в настоящем докладе понимается совокупность его четырех базовых подсистем — фонетической, морфологической, лексикологической и синтаксической, составляющих основу общей языковой системы, несущих в себе те своеобразные черты, которые позволяют выделять чувашский язык в ряду других генетически родственных и неродственных языков, и имеющих тесные межуровневые взаимосвязи. <...> Фонетическая подсистема строя языка при этом является набором элементов плана выражения, а три другие, морфологическая, лексическая и синтаксическая, — это набор элементов плана содержания. <...> Роль, которую играют в строе языка фонетическая, морфологическая и синтаксическая подсистемы, выше, чем строевая роль лексической подсистемы. <...> Это связано с тем, что количество элементов, составляющих первые три указанные подсистемы, невелико относительно элементов лексической подсистемы, а частота их употребления в речи несравненно выше. <...> Считаем, что настало время ввести термин «строй языка» и в чувашское языкознание, так как, на наш взгляд, он наиболее точно отражает природу языка как некоего системного образования со своими внутриструктурными отношениями. <...> В данном докладе нами предпринята попытка поставить одну общую и несколько частных проблем в изучении строя чувашского языка. <...> Но чувашский язык по своей структуре относится к языкам другого типа — агглютинативного. <...> В 2009 г. в сборнике «Чувашский язык и этнос в истории евразийской цивилизации» вышла статья А. П. Хузангая «Чувашское языкознание XX века (предыстория, идеи и проблемы)»5. <...> Полностью соглашаясь <...>
Строй_чувашского_языка._Проблемы,_задачи_и_методы_изучения.pdf
Содержание
Введение.................................................................................. 3
I. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ В ИЗУЧЕНИИ СТРОЯ
ЧУВАШСКОЕО ЯЗЫКА
1.1. Фонетическая подсистема............................................ 5
1.2. Морфологическая подсистема..................................... 8
1.3. Лексическая подсистема............................................... 12
1.4. Синтаксическая подсистема........................................ 14
II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРОЯ ЧУВАШСКОГО
ЯЗЫКА
2.1. Формально-описательный метод изучения строя
чувашского языка................................................................... 17
2.2. Сравнительно-исторический метод изучения строя
чувашского языка................................................................... 19
2.3. Сопоставительный метод изучения строя чувашского
языка.............................................................................. 21
2.4. Функционально-семантический метод изучения
строя чувашского языка...................................................... 23
2.5. Использование общих теоретических методов исследования
в трудах чувашских лингвистов................... 25
2.6. Об общих методах исследования, не применявшихся
до настоящего времени при изучении строя чувашского
языка.............................................................................. 28
Заключение............................................................................. 29
Литература и примечания.................................................... 30
Стр.35