АНАЛИЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА <...> «Река Потудань», который считается
своеобразным водоразделом между «ранним» и «поздним» Платоновым. <...> Особая роль в
рассказе отведена теме времени, тесно связанной с темой пространства. <...> 1емы времени и пространства относятся к числу ключевых в творчестве Андрея Платонова. <...> Идея «трансформации времени в пространство», о которой пишет Платонов,
находит соответствие в мифопоэтической картине мира, выступающей в качестве своеобразной «матрицы», внутренней формы естественных языков. <...> . Неразрывность пространства и времени отражена в этимологии ряда языковых единиц с темпоральным значением. <...> Так, слово время восходит к индоевропейскому uertmen от uert «вертеть, вращать», т.е. в основе обозначения времени
лежит идея поворота, оборота или развертывания в пространстве. <...> В словесной ткани произведений Платонова проявляется стремление к выведению наружу, восстановлению образной
мифопоэтической матрицы языка. <...> Первобытный синкретизм представлений о
пространстве-времени находит соответствие у Платонова в пересечении предметно-пространственных и событийновременных категорий при словесном
обозначении реалий создаваемого писателем художественного мира. <...> Поиск вечности во времени определяет
пафос творчества Платонова, составляет
важнейшую черту образа автора. <...> При этом обращается внимание на эволюцию в стилевой манере писателя, получившую отражение в рассказе. <...> Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского государственного технического ун-та. <...> 52
Характерным в этом плане является название V Международной научной конференции, посвященной 50-летию со дня кончины
Андрея Платонова: «За рекой Потудань. <...>
нельзя не согласиться, уже выбивается из
пластов платоновской речи, язык внешне
теряет свою плотность. <...> Происходит это,
на наш взгляд <...>
Время_в_рассказе_А._Платонова_Река_Потудань.pdf
АНАЛИЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
Б. Г. БОБЫЛЕВ
Орел
Время в рассказе А. Платонова
«Река Потудань»
Ключевые слова: время; пространство; движение времени; организация текста;
несобственно-авторская речь.
В статье анализируется рассказ А. Платонова «Река Потудань», который считается
своеобразным водоразделом между «ранним» и «поздним» Платоновым. Особая роль в
рассказе отведена теме времени, тесно связанной с темой пространства.
1емы времени и пространства относятся
к числу ключевых в творчестве Андрея
Платонова. В статье «Симфония сознания»
он, в частности, замечает: «...человечество
живет не в пространстве-времени
и не в истории-времени, а в той точке
меж ними, на которой время трансформируется
в пространство, из истории
делается природа» [Михеев].
Идея «трансформации времени в пространство»,
о которой пишет Платонов,
находит соответствие в мифопоэтической
картине мира, выступающей в качестве
своеобразной «матрицы», внутренней
формы естественных языков. В.Н.
Топоров отмечает: «В мифопоэтическом
хронотопе время сгущается и становится
формой пространства...» [Топоров 1983:
232]. Неразрывность пространства и времени
отражена в этимологии ряда языковых
единиц с темпоральным значением.
Так, слово время восходит к индоевропейскому
uertmen от uert «вертеть, вращать»,
т.е. в основе обозначения времени
лежит идея поворота, оборота или развертывания
в пространстве.
Все примеры из произведений А. П. Платонова
приводятся по изд.: Платонов Андрей.
Государственный житель. - Минск, 1990.
Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского
государственного технического ун-та.
52
В словесной ткани произведений Платонова
проявляется стремление к выведению
наружу, восстановлению образной
мифопоэтической матрицы языка. Первобытный
синкретизм представлений о
пространстве-времени находит соответствие
у Платонова в пересечении предметно-пространственных
и событийновременных
категорий при словесном
обозначении реалий создаваемого писателем
художественного мира.
Поиск вечности во времени определяет
пафос творчества Платонова, составляет
важнейшую черту образа автора. Одним
из наиболее показательных в этом отношении
является рассказ «Река Потудань»
(1936), который рассматривается современными
исследователями как своеобразный
«водораздел» между «ранним» и
«поздним» Платоновым1
. При этом обращается
внимание на эволюцию в стилевой
манере писателя, получившую отражение
в рассказе. Приведем одно характерное
мнение: «Много сказано о языке
Платонова, но рассказ «Река Потудань»,
1
Характерным в этом плане является название
V Международной научной конференции,
посвященной 50-летию со дня кончины
Андрея Платонова: «За рекой Потудань. Творчество
Андрея Платонова второй половины
1930-1940-х годов» (23-25 апреля 2001 г.
Москва. Институт мировой литературы им.
А. М. Горького).
Стр.1