Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Время в рассказе А. Платонова "Река Потудань" (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID48157
АннотацияВ статье анализируется рассказ А. Платонова "Река Потудань", который считается своеобразным водоразделом между "ранним" и "поздним" Платоновым.
Бобылев, Б.Г. Время в рассказе А. Платонова "Река Потудань" / Б.Г. Бобылев .— Русский язык в школе. - №6 .— : [Б.и.], 2009 .— 6 с. — С. 52-57 .— URL: https://rucont.ru/efd/48157 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА <...> «Река Потудань», который считается своеобразным водоразделом между «ранним» и «поздним» Платоновым. <...> Особая роль в рассказе отведена теме времени, тесно связанной с темой пространства. <...> 1емы времени и пространства относятся к числу ключевых в творчестве Андрея Платонова. <...> Идея «трансформации времени в пространство», о которой пишет Платонов, находит соответствие в мифопоэтической картине мира, выступающей в качестве своеобразной «матрицы», внутренней формы естественных языков. <...> . Неразрывность пространства и времени отражена в этимологии ряда языковых единиц с темпоральным значением. <...> Так, слово время восходит к индоевропейскому uertmen от uert «вертеть, вращать», т.е. в основе обозначения времени лежит идея поворота, оборота или развертывания в пространстве. <...> В словесной ткани произведений Платонова проявляется стремление к выведению наружу, восстановлению образной мифопоэтической матрицы языка. <...> Первобытный синкретизм представлений о пространстве-времени находит соответствие у Платонова в пересечении предметно-пространственных и событийновременных категорий при словесном обозначении реалий создаваемого писателем художественного мира. <...> Поиск вечности во времени определяет пафос творчества Платонова, составляет важнейшую черту образа автора. <...> При этом обращается внимание на эволюцию в стилевой манере писателя, получившую отражение в рассказе. <...> Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского государственного технического ун-та. <...> 52 Характерным в этом плане является название V Международной научной конференции, посвященной 50-летию со дня кончины Андрея Платонова: «За рекой Потудань. <...> нельзя не согласиться, уже выбивается из пластов платоновской речи, язык внешне теряет свою плотность. <...> Происходит это, на наш взгляд <...>
Время_в_рассказе_А._Платонова_Река_Потудань.pdf
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Б. Г. БОБЫЛЕВ Орел Время в рассказе А. Платонова «Река Потудань» Ключевые слова: время; пространство; движение времени; организация текста; несобственно-авторская речь. В статье анализируется рассказ А. Платонова «Река Потудань», который считается своеобразным водоразделом между «ранним» и «поздним» Платоновым. Особая роль в рассказе отведена теме времени, тесно связанной с темой пространства. 1емы времени и пространства относятся к числу ключевых в творчестве Андрея Платонова. В статье «Симфония сознания» он, в частности, замечает: «...человечество живет не в пространстве-времени и не в истории-времени, а в той точке меж ними, на которой время трансформируется в пространство, из истории делается природа» [Михеев]. Идея «трансформации времени в пространство», о которой пишет Платонов, находит соответствие в мифопоэтической картине мира, выступающей в качестве своеобразной «матрицы», внутренней формы естественных языков. В.Н. Топоров отмечает: «В мифопоэтическом хронотопе время сгущается и становится формой пространства...» [Топоров 1983: 232]. Неразрывность пространства и времени отражена в этимологии ряда языковых единиц с темпоральным значением. Так, слово время восходит к индоевропейскому uertmen от uert «вертеть, вращать», т.е. в основе обозначения времени лежит идея поворота, оборота или развертывания в пространстве. Все примеры из произведений А. П. Платонова приводятся по изд.: Платонов Андрей. Государственный житель. - Минск, 1990. Бобылев Борис Геннадьевич, доктор пед. наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского государственного технического ун-та. 52 В словесной ткани произведений Платонова проявляется стремление к выведению наружу, восстановлению образной мифопоэтической матрицы языка. Первобытный синкретизм представлений о пространстве-времени находит соответствие у Платонова в пересечении предметно-пространственных и событийновременных категорий при словесном обозначении реалий создаваемого писателем художественного мира. Поиск вечности во времени определяет пафос творчества Платонова, составляет важнейшую черту образа автора. Одним из наиболее показательных в этом отношении является рассказ «Река Потудань» (1936), который рассматривается современными исследователями как своеобразный «водораздел» между «ранним» и «поздним» Платоновым1 . При этом обращается внимание на эволюцию в стилевой манере писателя, получившую отражение в рассказе. Приведем одно характерное мнение: «Много сказано о языке Платонова, но рассказ «Река Потудань», 1 Характерным в этом плане является название V Международной научной конференции, посвященной 50-летию со дня кончины Андрея Платонова: «За рекой Потудань. Творчество Андрея Платонова второй половины 1930-1940-х годов» (23-25 апреля 2001 г. Москва. Институт мировой литературы им. А. М. Горького).
Стр.1