Н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й
жу р н а л
Издается с 2003 года
Выходит четыре раза в год
№ 4(31) 2010
Октябрь-Декабрь
Редакционный совет:
Голенков В.А. д-р техн. наук, проф.,
председатель
Радченко С.Ю. д-р техн. наук, проф.,
зам. председателя
Борзенков М.И. канд. техн. наук, доц
Астафичев П.А. д-р юр. наук, проф.
Иванова Т.Н. д-р техн. наук, проф.
Колчунов В.И. д-р техн. наук, проф.
Константинов И.С. д-р техн. наук,
проф.
Новиков А.Н. д-р техн. наук, проф.
Попова Л.В. д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С. д-р техн. наук, проф.
Главный редактор:
Новиков А.Н. д-р техн. наук, проф.
Зам. главного редактора:
Катунин А.А. канд. техн. наук
Редколлегия:
Агуреев И.Е. д-р техн. наук, проф.
Бондаренко Е.В. д-р техн. наук, проф.
Глаголев С.Н. д-р экон. наук, проф.
Дидманидзе О.Н. д-р техн. наук, проф.
Корчагин В.А. д-р техн. наук, проф.
Лапин А.П. д-р техн. наук, проф.
Пучин Е.А. д-р техн. наук, проф.
Ременцов А.Н. д-р пед. наук, проф.
Родионов Ю.В. д-р техн. наук, проф.
Сазонов С.П. канд. техн. наук, проф.
Ушаков Л.С. д-р техн. наук, проф.
Ответственный за выпуск:
Акимочкина И.В.
Адрес редколлегии:
302030, г. Орел, ул. Московская, 77
(4862) 73-43-50
www.ostu.ru
E-mail: sirm@ostu.ru, srmostu@mail.ru
Зарегистрировано в Федеральной службе
по надзору в сфере связи и массовых
коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-35717
от 24.03.2009г.
Подписной индекс: 16376
по объединенному каталогу «Пресса России»
©
ОрелГТУ, 2010
Мир транспорта
и технологических
машин
Учредитель – государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Орловский государственный технический университет»
Содержание
Эксплуатация, ремонт, восстановление
Е.А. Пучин, В.Н. Свечников Анализ теплового состояния двигателя внутреннего
сгорания c воздушным охлаждением…………………………………………………... 3
Н.И. Веселовский, А.А. Маврутенков Влияние режимов на формирование наплавленных
слоѐв при плазменно-порошковой наплавке на токе обратной полярности………………………………………………………………………………….
7
Р.В.
Заболотный, А.В. Шляхов, Д.Е. Авдеев О некоторых перспективах модернизации
бортовых систем контроля технического состояния тормозной системы
транспортных средств…………………………………………………………
12
А.Н. Новиков, М.В. Кулев, А.В. Кулев Оптимизация численности диагностических
линий технического осмотра транспортных средств на основе нейросетевого
моделирования …………………………………………………………………………… 15
В.В. Лянденбурский, Ю.В. Родионов, А.С. Иванов, Д.А. Симанчев Сигнализатор
технического состояния автомобилей на автотранспортном предприятии………. 20
А.Н. Новиков, А.А. Катунин, М.Д. Тебекин Современные способы стендовых испытаний
шаровых шарниров………………………………………………………… 26
М.Г. Дегтярев, А.В. Поликарпов Теоретические аспекты проектирования и ремонта
подшипников скольжения……………………………………………………..
34
Н.П. Сигаев Упругопластический удар по кузову автомобиля……………………… 39
М.М. Макаров, Ю.В. Родионов, С.Б. Кокунова, П.А. Кураков Экономическая эффективность
переработки автомобильной резины………………………………..
46
Е.А. Пучин, В.Н. Свечников Экспериментальная установка для оценки эффективности
системы воздушного охлаждения двигателя внутреннего сгорания…………………………………………………………………………………….
Технологические
машины
О.А. Лускань Оценка адекватности теоретических математических моделей
ориентирования штучных грузов на импульсном роликовом конвейере………… 56
В.М. Земсков, Н.В. Краснолудский, И.С. Михельсон Предпосылки для создания
новых конструкций установок для бестраншейной прокладки трубопроводов
методом вибропрокола…………………………………………………………………… 66
Л.В. Лукиенко, М.Н. Каменский Применение зубчато-реечного механизма подачи
для повышения эффективности грунтопрокалывающей установки……………… 76
А.В. Паничкин, А.В. Филюшкин Эффективность бульдозерного оборудования при
заглублении отвала……………………………………………………………………….. 87
Вопросы экологии
В.В. Васильева Анализ техногенного воздействия автотранспорта на акустическую
среду города ……………………………………………………………...
Образование и кадры
В.В. Жуков, А.В. Мавлюбердинова Анализ конкурентной среды на рынке автосервисных
услуг……………………………………………………………………...
А.Н. Новиков, Г.В. Букалова Курсовое проектирование в условиях образовательно-педагогического
нормирования …………………………………….
Т.В. Самойлова Современные методы активизации учебного процесса в
техническом вузе………………………………………………………………………….. 108
И.П. Емельянов, В.С. Панищев Специфика организационно-производственной
структуры предприятий сервисно-сбытовой сети автомобилей…………………... 112
96
101
90
52
Стр.1
T h e s c h o l a r l y
j o u r n a l
A quarterly review
№ 4(31) 2010
October-December
Editorial Council:
V.A. Golenkov .Doc.Eng., Prof.
S.Y. Radchenko Doc.Eng., Prof.
Vice-Chairman
M.I. Borzenkov Can.Eng., Prof.
P.A. Astafichev, Doc.Law., Prof.
T.N. Ivanova, Doc.Eng., Prof.
V.I. Kolchunov Doc.Eng., Prof.
I.S. Konstantinov Doc.Eng., Prof
A.N. Novikov Doc.Eng., Prof
L.I. Popova Doc.Ec., Prof.
Y.S. Stepanov Doc.Eng., Prof.
Editor-in-Chief
Novikov A.N. Doc.Eng., Prof
Editor-in-Chief Assistants
Katunin A.A. Can.Eng.
Editorial Board:
I.E. Agureyev Doc.Eng., Prof.
E.V. Bondarenko Doc.Eng, Prof.
S.N. Glagolev Doc.Ec., Prof.
O.N. Didmanidze Doc.Eng, Prof.
V.A. Korchagin Doc.Eng, Prof.
A.P. Lapin Doc.Eng., Prof.
E.A. Puchin Doc.Eng., Prof.
A.N. Rementsov Doc.Ped., Prof.
Y.V. Rodionov Doc.Eng., Prof.
S.P. Sazonov Can.Eng., Prof.
L.S. Ushakov Doc.Eng., Prof.
Person in charge for publication:
I.V. Akimochkina
Editorial Board Address:
302020, Orel, Moskovskaya Str, 77
(4862) 73-43-50
www.ostu.ru
E-mail: sirm@ostu.ru, srmostu@mail.ru
The journal is registered at the Federal
Department for Mass Communication
Supervision
Registration Certificate
ПИ № ФС77- 35717 of March 24 2009
Subscription index: 16376
in a union catalog “The Press of Russia”
© OrelSTU, 2010
World of transport
and technological
machinery
Promoter – the state educational institution of higher education
«Orel State Technical University»
Contents
Operation, Repair, Restoration
E.A. Puchin, V.N. Svechnikov Analysis of the thermal state of the internal combustion
engine air-cooled c…………………………………………………………………………..
3
A.А. Mavrutenkov, N.I. Veselovski Influence of modes on formation of deposited layers
at plazma-powder process on the current of return polarity…………………………… 7
R.V. Zabolotny, A.V. Shlyakhov, D.E. Avdeev Some of perspectives modernization of
board of control of a technical state in the brake system of vehicles…………………… 12
A.N. Novikov, M.V. Kulevi, A.V. Kulev Optimization of the number of diagnostic lines
technical inspection of vehicles on basis neural network modeling ……………………. 15
V.V Lyandenbursky, Y. Rodionov, A.S. Ivanov, D.A. Simanchev The indicator of technical
condition of cars a motor plant……………………………………………………………. 20
A.N. Novikov, A.A. Katunin, M.D. Tebekin Modern methods of bench tests of ball joints. 26
M.G. Degtyarev, A.V. Polikarpov Theoretical aspects of design and repair bearings…... 34
N.P. Sigaev Elastoplastic blow to the body of the car…………………………………….. 39
M.M. Makarov, Y.V. Rodionov, S.B. Kokunova, P.A. Kurakov Economic efficiency of
processing automotive rubber……………………………………………………………... 46
E.A. Deep, V.N. Svechnikov Experimental setup for evaluating the effectiveness of aircooled
internal combustion engine………………………………………………………… 52
Technological Machinery
О.А. Luskan Estimation of adequacy of theoretical mathematical models of orientation
of piece cargoes оn the pulse roller conveyor……………………………………………... 56
V.M. Zemskov, N.V. Krasnoludsky, I.S. Michelson Preconditions for the creation of new
designs systems for trenchless pipe laying method vibroprokola………………………... 66
L.V. Lukienko, M.N. Kamensky Application of Rack and Pinion feed mechanism to
improve gruntoprokalyvayuschey installation……………………………………………. 76
A.V. Panichkin, A.V. Filyushkin Efficiency Bulldozer Blade for burial…………………... 87
Ecological Problems
V.V. Vasilyeva Analysis of the industrial impact of vehicles on the acoustic environment
of the city……………………………………………………………………...
Education and Personnel
V.V. Zhukov, A.V. Mavlyuberdinova Analysis of the competitive environment in the
market auto-service………………………………………………………………………… 96
A.N. Novikov, G.V. Bukalova Course design in educational and pedagogical formation.. 101
T.V. Samoilov Modern methods of enhancing the educational process in a technical
college………………………………………………………………………………………... 108
I.P. Emelyanov, V.S. Panischev The specifics of the organizational and production
structure of enterprises service and sales network of cars………………………………. 112
90
Стр.2
Мир транспорта и технологических машин 2010
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ
УДК 621.43.016
Е.А. ПУЧИН, В.Н. СВЕЧНИКОВ
АНАЛИЗ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ C ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ
В статье рассматривается топливная экономичность двигателя внутреннего сгорания,
потери теплоты, отводимой в систему охлаждения и уносимой с отработавшими газами.
Также анализируется тепловое состояние цилиндропоршневой группы двигателя.
Ключевые слова: тепловое состояние, тепловой баланс, количество теплоты.
The article deals with the fuel efficiency of internal combustion engine, the loss of heat diverted
to the cooling system and flue with the exhaust gases. Also analyzed the thermal state of the
motor piston group.
Key words: thermal condition, heat balance, the amount of heat.
Сгорание топливовоздушной смеси сопровождается выделением значительного количества
теплоты. Если двигатель не охлаждать или охлаждать недостаточно, то его детали могут
нагреться до высокой температуры, а это уменьшает их прочность и наполнение цилиндров,
ухудшает условия работы смазочной системы вследствие снижения вязкости перегретого
масла, ускоряет срабатывание присадок к маслам и увеличивает количество отложений и
нагара на деталях.
При сгорании в цилиндре интенсивно протекают процессы перемещения газов, способствующие
теплоотдаче в стенки цилиндра. Теплоту, сэкономленную в этой фазе рабочего
цикла, можно преобразовать в полезную работу в течение последующего хода расширения.
При сгорании около 6 % тепловой энергии, содержащейся в топливе, теряется из-за теплопередачи
стенкам камеры сгорания и цилиндра.
В течение хода расширения стенкам цилиндра передается около 7 % тепловой энергии
топлива. При расширении поршень перемещается из ВМТ в НМТ и постепенно освобождает
все большую поверхность стенок цилиндра. Однако лишь около 20 % теплоты, сэкономленной
даже при продолжительном по времени ходе расширения, можно преобразовать в
полезную работу.
Около половины теплоты, отводимой в систему охлаждения, приходится на такт выпуска.
Отработавшие газы выходят из цилиндра с большой скоростью и имеют высокую
температуру. Часть их теплоты отводится в систему охлаждения через выпускной клапан и
выпускной канал головки цилиндра. Непосредственно за клапаном поток газов изменяет направление
почти на 90°, при этом возникают вихри, что интенсифицирует теплоотдачу в
стенки выпускного канала.
3
Стр.3