Программа учебного курса для аспирантов Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма – РГУФКСиТ История и философия науки Автор – д.п.н., к.ф.н., доцент Передельский А.А. <...> Организационно-методический раздел Учебный курс «Истории и философия науки» является теоретикометодологической основой исследовательской и педагогической деятельности в области спортивной науки. <...> Курс представляет собой системное изложение исторических, философских, логических и социологических знаний, интегрируемых в объеме общей историко-философской парадигмы. <...> Общая парадигма позволяет не только интегрировать в один историко-теоретический блок все базовые курсы по философии и социологии, но и дать представление о параллельном и взаимозависимом развитии естественнонаучного и социально-гуманитарного научного знания на фоне закономерной эволюции философских и иных оснований науки, как специфической формы духовного производства. <...> Курс разработан на основе анализа первоисточников, энциклопедических и учебных материалов последних лет, содержит философскую интерпретацию главных открытий и достижений науки, начиная с XVI века до начала XXI века, то есть системное логико-историческое прочтение эволюции научного познания от так называемого «Коперниканского переворота». <...> Задачи курса - дать системное представление об эволюции научного знания от его зарождения до наших дней, показать его тенденциозность, противоречивое единство и преемственность; - помочь аспирантам и соискателям сформировать навык философской рефлексии, общего теоретико-методологического анализа; - обеспечить необходимый объем знаний и навыков для ведения экспериментальной исследовательской работы в профессиональной сфере, а также для грамотного логико-математического обоснования этой экспериментальной практики, то есть для ее теоретической формализации; - обосновать гипотетико-дедуктивную теоретическую <...>
История_и_философия_науки__Программа.pdf
Программа
учебного курса для аспирантов Российского государственного
университета физической культуры спорта и туризма – РГУФКСиТ
История и философия науки
Автор – д.п.н., к.ф.н., доцент
Передельский А.А.
Москва 2010
Стр.1
1
1. Организационно-методический раздел
Учебный курс «Истории и философия науки» является теоретикометодологической
основой исследовательской и педагогической деятельности
в области спортивной науки.
Курс представляет собой системное изложение исторических, философских,
логических и социологических знаний, интегрируемых в объеме общей
историко-философской парадигмы. Общая парадигма позволяет не только
интегрировать в один историко-теоретический блок все базовые курсы по
философии и социологии, но и дать представление о параллельном и
взаимозависимом развитии естественнонаучного и социально-гуманитарного
научного знания на фоне закономерной эволюции философских и иных
оснований науки, как специфической формы духовного производства.
Курс разработан на основе анализа первоисточников, энциклопедических и
учебных материалов последних лет, содержит философскую интерпретацию
главных открытий и достижений науки, начиная с XVI века до начала XXI
века, то есть системное логико-историческое прочтение эволюции научного
познания от так называемого «Коперниканского переворота».
Содержание курса излагается в соответствии со спиралевидной моделью:
каждый следующий виток дополняет, проясняет, конкретизирует и
детализирует предыдущее.
1.1. Цель курса
Углубить знания по философии в контексте проблематики, имеющей для
будущего ученого фундаментальный мировоззренческий и
методологический характер, помочь аспирантам и соискателям
подготовиться к сдаче кандидатского минимума по истории и философии
науки.
1.2. Задачи курса
- дать системное представление об эволюции научного знания от его
зарождения до наших дней, показать его тенденциозность, противоречивое
единство и преемственность;
- помочь аспирантам и соискателям сформировать навык философской
рефлексии, общего теоретико-методологического анализа;
- обеспечить необходимый объем знаний и навыков для ведения
экспериментальной исследовательской работы в профессиональной сфере, а
также для грамотного логико-математического обоснования этой
экспериментальной практики, то есть для ее теоретической формализации;
- обосновать гипотетико-дедуктивную теоретическую модель как образец
достоверного и относительно завершенного научного знания, научить
самостоятельно строить такую модель научного исследования в области
своей профильной деятельности.
Стр.2
2
1.3. Место курса в профессиональной подготовке
аспирантов и соискателей.
Курс «История и философия науки» является повторением и
одновременно новым системным качеством изложения многих прочитанных
ранее курсов по философии, социологии, логике и прочее. Кроме того, он
содержит большой объем нового знания по истории и методологии науки,
по истории философии науки.
Курс предназначен для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче
кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» с
целью последующей защиты диссертации и соискания ученой степени
кандидата педагогических наук, в частности, по специальности 13.00.04 и
13.00.08. Он предусматривает лекционную форму подачи материала;
самостоятельную (в том числе, теоретическую и практическую научноисследовательскую
работу; семинарские занятия, как форму
промежуточного контроля и обратной связи; кандидатский экзамен, как
форму итогового контроля качества и объема полученного знания.
Курс рассчитан на 70 часов, из них 40 часов – лекций, 30. часов
семинарских занятий и самостоятельной работы аспирантов и соискателей.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.
В результате освоения курса аспиранты и соискатели должны:
- усвоить необходимы объем (не менее 75% предлагаемого на лекционных и
семинарских занятиях) систематизированного знания, увеличивающего
общую эрудицию и повышающего уровень профессиональной подготовки;
- закрепить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
- научиться выстраивать гипотетико-дедуктивную модель развитого
теоретического знания;
- получить необходимую подготовку для успешной сдачи кандидатского
экзамена;
- представить и защитить реферат по одной из предложенных или
выбранных по согласованию с преподавателем тем дисциплины курса не
менее, чем за месяц до экзамена.
2. Содержание учебного курса.
2.1. Пояснительная записка к содержанию учебного курса и исследования
на тему: «История и философия науки»
Проблема простого механического переноса и восприятия уже готового
знания в том, что обычно в результате этого процесса научное сообщество
теряет глубину критического анализа, обоснованную широту взглядов и
суждений, одним словом, вырождается. В нашем конкретном случае мы имеем
в виду, прежде всего, научно-интеллектуальное вырождение, затрудняющее
Стр.3