ВЕРНАДСКИЙ — УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ОРГАНИЗАТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Ю. <...> Бельская, Л.В. Попов (факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье анализируется деятельность В.И. Вернадского как ученого, педагога и как организатора высшей школы России. <...> Подчеркивается необходимость переосмыслить наследие нашего великого соотечественника, бережно и творчески развивать и использовать его. <...> Ключевые слова: В.И. Вернадский, высшее образование России, принципы организации и функционирования высшей школы, программа развития высшей школы, ноосфера, космическая педагогика. <...> Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. <...> Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей страны. <...> В.И. Вернадский, 1908 г. 12 марта 2013 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя, ученого, естествоиспытателя и общественного деятеля Владимира Ивановича Вернадского. <...> С его именем связана целая эпоха в развитии естествознания, в становлении и развитии ряда отраслей науки. <...> Он стоял у истоков таких наук, как кристаллография, генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиология, радиогеология, космохимия, учения о природных водах, внес весомый вклад в развитие целого ряда других областей знания. <...> В.И. Вернадский был не только основоположником ряда наук, он с гениальной прозорливостью предвосхитил появление новых научных тенденций, связанных со становлением феноменов глобальности и космизма. <...> У него был истинный дар и удивительная способность максимально широкого взгляда на явления, на поста94 новку и поиски решения проблем с помощью разных научных дисциплин. <...> Еще одной характерной особенностью научного творчества В.И. Вернадского является его постоянный интерес <...>