2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТАНДАРТАХ В ОБРАЗОВАНИИ А.В. <...> Боровских, Л.В. Попов, Н.Х. Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В работе рассмотрены проблемы стандартизации в российском образовании. <...> Сформулированы критерии, отличающие стандарт (в собственном смысле слова) от не-стандарта. <...> Охарактеризованы смягченные варианты стандартизации и их функциональное назначение. <...> Исходя из существующего положения в образовании, указаны возможные субъекты стандартизации и типы стандартов, которые могут использоваться, возможности дальнейшей эволюции системы стандартизации. <...> В качестве одного из перспективных оснований для разработки стандартов в будущем предложен деятельностный подход, позволяющий охарактеризовать содержание образования в виде пятислойной системы, описывающей развитие детей. <...> Что такое стандарт и что такое “не-стандарт”? <...> Спешно созидаются все новые и новые компетенции, компетентности и метапредметы, внедряется (иногда буквально за пару месяцев) “системодеятельностный подход” (правда, никто ни из учителей, ни из преподавателей вузов ясно не представляет, что это такое). <...> А на фоне всей этой суеты все явственнее вырисовывается тенденция сделать образование как можно более бесплатным для государства и как можно более платным для учащихся. <...> Поэтому становится все более актуальным вопрос о том, что такое стандарты в образовании, какую функцию они выполняют, в какой мере то, что нам сейчас преподносится, является действительно нужным для образования. <...> 15 Прежде всего, следует отметить, что любой стандарт в собственном смысле этого слова (другие смыслы мы обсудим чуть ниже) обладает тремя фундаментальными свойствами, которые и отличают его от “не-стандарта”. <...> Наличие субъекта стандарта — той структуры, организации и т.п., которая заинтересована в создании и поддержании этого стандарта и которая готова платить за это (т.е <...>